ДУХ «НОВЫХ 60-х»




Максим Калашников
ДУХ «НОВЫХ 60-х»

Вдоволь поразмыслив о причинах краха нынешнего режима на поприщах экономики и научно-технической революции (http://forum-msk.org/material/power/13396242.html), последуем дальше. Что придется делать нам с вами завтра, после очевидного уже конца сырьевой камарильи?

ОТКРОЙТЕ ГЛАЗА И ОБРАТИТЕ ВЗОР ВПЕРЕД!

На днях отказался от приглашения центрального телеканала – поучаствовать в шоу «стенка на стенку» за и против Сталина. Так и сказал: не вижу в этом смысла. Зачем заниматься онанизмом, в миллионный раз обсуждая Сталина и снова погружаться в прошлое? Ведь нам надо думать о дне грядущем и о нынешних проблемах. К черту это вечное кружение в наркотических снах о прошлом! Нынешняя власть сделала все, чтобы русское Будущее утекло у него сквозь пальцы, как вода или мелкий песок. Хотите жить в вечном минувшем – это вам к Сванидзе, Поклонской, Соловтеву-Шапиро и прочим паяцам.
Русским давно пора открыть глаза и посмотреть вперед. Не забыв выключить кремлевский дебилоящик. Там один черт нет ничего стоящего. Там – одна пена, информационный шум. Ну, встретится Путин с Си Цзипинем – и что с того? Эрэфия не может предложить китайцам ничего, кроме сырья и территории. Мне наплевать на то, что станут говорить на той встрече. Вы научитесь строить с таким же размахом, как китайцы, да еще и с ипотекой под 4,5-5% годовых. А не в десять, как в Эрэфии.
Мне наплевать на то, что Путин встретится с Трампом. Потому что отлично знаю: Трамп – американский национал-патриот. Даже если в самих США на его сторону вдруг станут пресса, Сенат и Конгресс, то от этого Москве лучше не будет. Ибо всякому патриоту Соединенных Штатов, к тому же, занятому реиндустриализацией, Россия нужна лишь в одном из двух видов:
- как лишенная своей промышленности территория, на которой продажное правительство исправно качает на Запад сырье и деньги, закупая только импортные товары;
- как затем разделанная на куски страна, попавшая под звездно-полосатый протекторат, причем уже без всякого ВПК и ядерного оружия.
Потому М.К. предпочитает не глядеть расейские телеканалы, а жить своим умом.



КОГДА НЕ БОЯЛИСЬ ВООБРАЖАТЬ…
Поделюсь своим, так сказать, личным. Фантазия – самое сильное оружие Максима Калашникова. Много раз это серое, убогое государство пыталось разметать корабли моего воображения. Но каждый раз эскадра Футуролога сходилась в кильватерную колонну. Пока жив малоросс-украинец, он настойчив и непреклонен.
Очень люблю 1960-е. Они буквально манят меня. Нет, не забавами хиппи. Хотя девушки тех лет с очаровательными длинными волосами, женственными формами и восхитительными курчавыми треугольничками внизу живота мне очень по нраву. Хиппи – враги науки и техники, они – плоды угасания белого человечества, они – презираемые мною архаики. Помню, как они, уходя в свои коммуны и отказываясь от благ отрицаемой ими цивилизации, получали не только венерические болезни, но и чесотку, и лишаи. Нет, мне по сердцу именно смелый до безумия научно-технический дух шестидесятых. С их порывом во Вселенную, с космическими операми, с экранизированной «Туманностью Андромеды», первым «Солярисом» на экране и наивным, но искренним «Стартреком» - «Звездным путем». С лемовскими «Рассказами о пилоте Пирксе». Тогдашние люди храбро проектировали города будущего, небывавые самолеты-стратопланы и полукосмолеты, космические корабли и лунные исследовательские базы, подводные дома и саму расу «хомо акватикус» - человека глубин. А сколько тогда было реально сделано, невзирая на громоздкую и примитивную электронику тех лет! От постановки задачи высадки на Луну до самой высадки проходит всего 8 лет. И это без нынешних систем стереомоделирования, без САПРов! Сравните сие с теперешними черепашьими скоростями космических программ. Мощность боротвого компьютера «Аполлона» была меньше, чем у процессоров нынешних «умнофонов», и это не помешало слетать на Селену…
Да-да, нынешние конспироложцы. Янки на Луне БЫЛИ. Не надо мерить шестидесятые по меркам нынешнего времени – «эпохи» понтов с имитациями.
Тогда люди рвались в космос, к его немигающим звездам – и мечтали о создании сверхчеловека, хомо со сверхспособностями. Иногда используя для этого и наркотики. Тогда еще не знали, что сей путь – тупиковый. Но ведь цель была захватывающей. О программах ЦРУ «МК-ультра» и «Артишок» начала 60-х теперь читали почти все. Но есть и некий апрокриф – о работах Тимоти Лири, который пытался найти в мозгу человека «врата Орфея». По его теории, мозг наш имеет особый центр или орган, который пропускает в голову нашу лишь часть внешних ощущений и впечатлений. Иначе мы просто сходили бы с ума от всех запахов, цветов, звуков, осязания. Но если открыть эти ворота (Лири пытался делать это с помощью ЛСД), то человек обретет сверхспособности. Он сможет вспоминать все до мельчайших деталей. Невиданно обострятся его интеллектуальные способности. Человек сможет постигать суть самых сложных вещей, представлять математику в немыслимых образах. Он сможет читать мысли других и передавать их, превратившись в телепата. Невиданно вырастут творческие способности человека, он сможет получать гениальные озарения. А может, и станет двигать предметы силой мысли, овладев телекинезом.
Не знаю, правда ли это. Но сама суть – космический прорыв плюс создание существа высшей расы – и есть моя собственная мечта. Тот самый путь к Свету. Путь для моей Родины. Нет, есть еще третий элемент – овладение океанами новой, чистой энергии, создание ее изобилия.
Убогая, лишенная воображения «элита» РФ этого даже примерно понять не в силах. Тем хуже для нее. Воображение – к власти! Вот лозунг создания Великой России…


ГЛАВНАЯ ЭНЕРГИЯ
Мне было лет девять от роду, когда я впервые прочел рассказ Ильи Верина «Письмо землянам». В сборнике «На суше и на море» 1970 года. Господи, как он поразил мое воображение! Перечитывал Верина несколько раз, в разные годы своей жизни. Есть некие тексты, что пробуждают что-то в нас, порождают нашу личность. Физик Верин сделал это со мной. Мне не удалось найти сведений о его жизни, только год рождения – 1919-й. Его, поди, давно уже нет в этом мире…

В том рассказе на Земле принимают послание от далекой и доброй цивилизации – некие странные звуки. Оказывается, их надо слушать во сне, да еще и при особым образом модулированных радиосигналах, это – гипнопедические письма. Причем понимают их люди самых разных языков. Именно там далекие собраться и говорят нам: энергия расщепления атомного ядра опасна, она наносит вред живому. Зато есть буквально рассеянная вокруг Главная Энергия. Но как ею воспользоваться? Послания прерывались, не всегда ясно расшифровывались.
«Термоядерная энергия - не Главная энергия. Некоторые цивилизации проходят все этапы развития и ничего о ней не знают. Это не мешает им нормально развиваться, ибо они вовремя овладевают Главной энергией. Использование внутриядерной энергии через цепные реакции считается аморальным. Мировой Закон это запрещает. Вы нарушаете законы мировой морали. Ядерные взрывы на Солнце и других звездах никому не приносят вреда. Ядерные взрывы или вообще искусственное расщепление атомного ядра в тех местах, где осколки этой реакции могут войти в соприкосновение с живым организмом, ни в коем случае недопустимы.
Материя во Вселенной имеет не только массу и энергию, как вы наивно думаете. Она обладает еще и информацией. Эта информация накапливается внутри атома, в областях, вами еще не познанных. Накапливается многими этапами эволюции в масштабе всей Вселенной. Нельзя стирать эту запись. Это значит уничтожать самое большое богатство, которым обладает материя и которое оно в процессе эволюции приобретало в масштабах ваших представлений о времени, - вечность.
Главной энергией называют неизвестный еще вам, но легко доступный на Земле вид энергии. Для овладения этим видом энергии, который тоже содержится в материальной структуре, называемой на Земле атомом, нужны не сверхвысокие, а сверхнизкие температуры, не сверхбыстрые, а сверхмедленные движения.
Даем краткое описание способа получения этой энергии. Главная энергия может быть выделена..."
На этом, к сожалению, прочитанный кусочек письма обрывался…»
И один отрывок глубоко запал мне в душу. По сути, это – манифест эволюции человека в сверхчеловека. Далекие разумные предупредили, что человечество может погибнуть не только от загрязнения Земли, но и от собственной биологической деградации…
«Речь идет об атрофировании многих биологических способностей человека, процессе, который не только резко обедняет человечество, но и служит одной из основных причин распространенности рака и сердечно-сосудистых заболеваний.
Человек от природы обладает огромным запасом памяти и средств логического анализа, запасом большой физической силы и выносливости, чуткими органами чувств, огромным даром интуитивного восприятия и предвидения. Как развиваются эти биологические способности человека? За исключением единичных фактов, никак. Более того, у вас господствует культ замены биологических возможностей человека соответствующими искусственными протезами. Даже слова "сделать вручную" стали почти синонимом "плохо сделать". А это глубокое заблуждение. Конечно, человек не может и не должен соревноваться с трактором, автомобилем или с самолетом. Речь идет не об этом. Технический прогресс не должен тормозить гармоничное развитие биологических возможностей самого человека.
Обратимся к фактам, известным землянам. "Безграмотная" индианка Шакантула Деви в 1968 году во время телепередачи в Нью-Йорке решала арифметические задачи на шесть секунд быстрее электронных машин. Через две минуты она называла значение факториала 73. В Москве было опубликовано сообщение о человеке, который помнил буквально все, что видел или слышал за свою жизнь. Там же сообщалось, что глухонемая и слепая женщина научилась читать, писать, а главное, понимать окружающий ее мир. Чувства обоняния и осязания были доведены у нее до неизвестного ранее землянам уровня. Не будем больше приводить примеров. Из сказанного ясно, что мы имеем в виду. Вы сами сможете умножить такие примеры. О чем они говорят? Они должны были заставить ученых задуматься над тем, можно ли дальше развивать цивилизацию _только_ на пути создания искусственных орудий, не используя всех возможностей человеческого организма.
Беда в том, что многие из этих биологических возможностей человека уже утрачены, некоторые из них - окончательно.
Нужно понять, что без употребления атрофируются не только мышцы. А вырождение - источник многих болезней.
Все это может привести к тому, что человек превратится в существо, лишенное основных своих биологических качеств, чрезвычайно болезненное. Эта катастрофа не угрожает землянам физической гибелью, она грозит смертью моральной. Но деградирующее человечество не сможет предотвратить другие надвигающиеся на него катастрофы…»
Но одна страна – маленькая Дания – смогла расшифровать ту самую часть, что нужно. И построила самолет на Главной Энергии, сообщив, «что он может облететь тысячу раз вокруг Земли без посадки. Самолет вскоре стартовал и на высоте около двадцати километров совершил тридцать пять беспосадочных витков вокруг Земли. По словам датчан, "Главная энергия" не требует больших запасов горючего. На тридцать шестом витке самолет потерпел аварию: не выдержала конструкция - самолет попросту развалился…»
http://bookre.org/reader?file=20254
Может быть, Илья Верин 1969 года (а именно тогда он и написал «Письмо землянам») слишком суров и несправедлив по отношению к ядерной энергетике. Может, она тоже – закономерный этап развития. Может, многое из написанного в 1969-м, сегодня кажется наивным и не прошедшим проверку практикой. Но безвестный ныне физик-писатель тогда отчасти набросал тот план Русского чуда, что Максим Калашников исповедует нынче.
Создание человека более высокой ступени развития, новой, высшей расы. Человека со сверхспособностями. Вида «хомо сапиентиссимус».
Овладение совершенно новыми видами чистой энергии, которой должно быть в изобилии.
А вот дальше добавлю я: потребны умение совершать эпохальные новации первыми в мире. Для чего нужны воображение и фантазия. Опираясь на них, и надо создавать Мегапроекты, буквально ткущие будущую цивилизацию.
В рассказе Верина Главной энергией первой пользуется маленькая Дания. Одновременно с Вериным, в 1969-1970 годах, выходит роман знаменитого американского фантаста Гарри Гаррисона «Эффект Далета». О том, как талантливый ученый в Израиле также открывает новый вид энергии. Тот, что позволяет построить даже двигатель для межзвездных перелетов. Но, боясь того, что военные наложат на его открытие лапу, он бежит … в Данию. Где и строится опытная модель, делающая ненужной нефть, газ и уголь.
Да, что-то явно носилось в воздухе в том 1969-м. Ибо вряд ли Верин и Гаррисон перезванивались или переписывались. А Интернет в том году только-только зародился – в виде первой в мире сети, связавшей громоздкие университетские ЭВМ в Соединенных Штатах. Море дешевой и чистой энергии – вот что позарез нужно нам сегодня. Во имя подъема моей страны из вонючей жижи деградации, из убогого статуса сырьевой колонии. Во имя новой индустриализации.
Нынешний век – коль теперешняя тенденция угасания и купания в Вечном прошлом не будет прервана – станет последним в русской истории. Мы кончимся. Выродимся. Предоставленная самой себе и своим внутренним (имманентным) процессам, Эрэфия – труп ходячий. Она впала в безумие и сама вгоняет себя в одряхление, при этом принимая наркотик и воображая себя вновь молодой и сильной.
Выход у нас лишь один: волевым усилием сломать эту «традицию» самопроедания и саморазложения. Волей возродить дух 1960-х и опять возвести Фантазию на трон.
Особым придуркам повторю: пишу сие не для нынешней неизлечимой власти. Не обсуждаю живых покойников. Пишу это для грядущей России. Нашей…

ВСЕ ГЕНИАЛЬНОЕ – ПРОСТО
По разумению Максима Калашникова, принцип такого Нового курса прост донельзя. Создавая породу сверхлюдей-творцов, ты порождаешь плеяду гениев уровня Ломоносова. Менделеева, Теслы, Фарадея, Эдисона. Они создают эпохальные прорывы в науке и технике. При этом их жадно впитывает и воплощает растущая национальная индустрия, поднимающаяся благодаря живительному протекционизму, как раз в духе Дмитрия Менделеева.
Даже один-два гения такого калибра способны вывести страну на совершенно новый уровень развития. Вы вспомните, какую роль в невиданном взлете американского могущества сыграли Эдисон и Тесла, читатель! А теперь представьте, что Сверхновая Россия порождает таких гениев с методичностью фабрики. Люди со сверхспособностями, оцененные и востребованные здесь, создают все новые и новые корпорации. Каковые идут на завоевание мира с невиданными ранее чудесами, переворачивая прежние рынки и создавая новые – неосвоенные и безбрежные поначалу.
Рядом же умное государство разворачивает Мегапроекты создания будущего, организованные по-сталински рационально. Они не просто нагоняют Запад. Они вклиниваются в те пространства, которые Запад упустил, подрывают его мегапроекты, создают более рентабельную альтернативу. Ах, Маск будет строить провальный заведомо транспорт в вакуумной трубе? А мы построим экранопланы Бартини на эстакадах. И так далее.
Начиная первыми в мире проект создания Человека-полубога, человека следующей расы, мы получим саморастушую систему. Живой организм развития. Это как зерно: прорастая, оно пускает корни, а затем – и стебель с листьями. Каждый мегапроект порождает тьму проектов-ответвлений, что становятся основами самых прибыльных производств, нужных здесь и сейчас. Они дают тот приток средств, что начинают питать Главный Проект, помимо бюджета. Как корни. Проросшие в обильную почву и снабжающее растение питательными веществами и влагой земли.
Человеку следующей расы – умному, мускулистому долгожителю - потребуются удобные, здоровые, вписанные в природу и при этом дешевые жилища. Дома будущего. Вот вам готовый субпроект, находящий применение уже в текущей реальности. Для обычных людей.
Жилищам будущего нужны умные энергосети Чалого, новые источники энергии. Равно как и усадебные города-футурополисы с действенной системой самоуправления в них. С новыми источниками чистой энергии и дешевыми накопителями оной. Вот вам еще подпроекты-«побеги» и «корни».
Грядущим полубогам нужна здоровая, функциональная и при этом вкусная, доступная по цене пища. Та, что напитана биологически активными веществами и соединениями, которая одновременно врачует и укрепляет здоровье. При этом это не архаическое земледелие, как у Стерлигова, где «чистая» буханка хлеба стоит 400 рублей. Нет, нам нужно сохранить автоиматизированные агропромышленные комплексы. Просто мы вводим в производимую пищу экстракты пряностей и целебных растений, просто на автоматизированных комплексах мы не пичкаем больше животину и птицу антибиотиками. Мы применяем для этого экстракты березовой коры, например, биологически активную воду, «люстры Чижевского» и свои способы повышения иммунитета живности. Все это немедленно выходит на рынок, принося прибыли и питая Главный Проект. Создавая рабочие места и спрос на русских квалифицированных специалистов.
Точно так же сверхлюдям нужны легкие аэромобили и скоростные виды наземного транспорта, что свяжут сетью трасс поселения-футурополисы. Им нужны промышленные робот-системы и лазерные обрабатывающие центры, стереопечатные машины, дешевые способы запуска космических аппаратов, скоростные и экономичные суда на реках и морях. Им потребуются поистине волшебные, роботизированные аппараты по полной и дешевой переработке бытовых отходов, что создает основатель краснодарской компании «Стрингер» Евгений Федоров (не путать с клоуном-политиком). Но кто в нынешней РФ знает о федоровских установках принудительно-динамичного самоизмельчения отходов? (Ведь финансируют его не расейские государство или бизнес, а китайцы, американцы и даже венгры). Но если ты включаешь все это в общий Мегапроект, положение меняется. Он выпускает из себя все новые и новые, самоокупающиеся «ветви». Поднимается «древо» совершенно новой индустрии.
Новая индустрия порождает совершенно новые общественные силы, здоровые и умные. Вместо нынешней РФ, этой помеси пропагандистской «опиумной курильни» с домом престарелых и «Газпромом», возникает Россия великая, сверкающая, пленительная для окружающего мира. И одновременно – грозная для недругов. Россия, не пораженная компексом национальной неполноценности. Не бултыхающаяся вечно в воспоминаниях о былом величии.
Вот та мечта, которую буду нести в мир до конца дней моих. Вперед, эскадра Воображения!

...

http://uran2008.livejournal.com/4815.html
И я о том же...
Не могу ссылки в тексте оставлять-права не имею:)
Поэтому, даю ссылку на мой журнал в теме к этому моему комментарию.
мне кажется, ты просто идиот. Кстати, где у меня проповедь атеизма? Или ты ставишь знак равенства между лизанием задницы Гундяеву с верой?
Re: Важный вопрос!
Это рок разрушил СССР, придурок? Если хочешь - слушай Пугачеву и расейскую попсу. А я буду слушать рок.
Максим, все же гениев калибра Ломоносова и Менделеева нужно будет не очень много, да слишком много наверное все равно не получится. А чем заниматься миллионам, которые не смогут стать сверхгениями? Промышленность то наверное будет роботизирована.
Их можно культивировать. Не может быть много при привычном порядке. А с применением систем поиска способных, их воспитания и увеличения способностей их будет намного больше. Ты не понял текста - мои соболезнования.
Товарищ Калашников! А вот вам вопрос - вот вы стоите за нормальную русскую семью. А как можно в таком контексте слушать Queen и Judas Priest?

Там же содомиты одни!
слушать Queen и Judas Pries
Кроме Freddie Mercury мне еще и Elton John нравится, а ведь он голубой. И George Michael - голубой. И что из-за этого не слушать эту музыку? По правде говоря, меня от русского рока блевать тянет. Ну не умеют наши рокеры рок делать и все тут. И Алиса мне никогда не нравилась. Однако, если я слушаю в основном зарубежную поп музыку, то из этого не следует, что я враг всего русского. Мне вот самому интересно, почему наши музыканты не могут конкурировать с Западом? Частично я могу ответить на этот вопрос. На Западе среди музыкантов всегда была огромная конкуренция, а в СССР музыканту можно было пролезть только если он был вхож к А. Пугачевой, от музыки которой меня всегда блевать тянуло. Все таки в СССР в период после войны вплоть до конца 80-х была запрещена зарубежная поп музыка и конкуренции среди музыкантов не было как на Западе. Вот отсюда и результат, что почти вся русская поп и рок музыка 20-ого века - блевотина. А сейчас кстати, и за рубежом хороших музыкантов почти не осталось, слушать нечего. Поэтому слушаем зарубежную классику 60-х 80-х годов.
неужели правда в 49 такое рисовали! вот жила же молодежь.. На 5 канале (Спб) даже док фильм был "Молодежь 50-х"
Максим, большое спасибо за такие вдохновляющие размышления о 60-х гг. Да, было время... У каждого советского десятилетия была своя изюминка, и эстетика 60-х - она именно такая.

По поводу всей серии ваших материалов, посвященной проблеме использования фантазии, скажу свое мнение об одном моменте на который выводит эта тема. В принципе, речь у вас идет о применении фантазии в делах достаточно практических - в научно-техническом прогрессе, а также в прогнозировании будущего, в постановке целей общественного развития. Но вот вопрос - можно ли было полноценно расковать и задействовать фантазию в той идеологической парадигме, что господствовала в советскую эпоху? Даже, продчеркну, в делах практических, ибо ничего сверхъестественного в обрисованных вами задачах нет. Была ли в СССР хорошая почва для фантазии, как таковой?

Я думаю, что СССР потому не смог полноценно воспользоваться фантазией, поскольку сам себя сковал атеистическо-материалистическим мировоззрением. И здесь парадокс - с одной стороны, постоянная апелляция к науке, к развитию, к прогрессу, а с другой стороны - фантазия оказалась в клетке материалистических представлений, и там задохнулась. В этом самом атеизме, материализме, дарвинизме и обезьяне с палкой-копалкой.

Да, поначалу марксистам-ленинцам мнилось, что освобожденная от, как они говорили, "мракобесия", научная мысль всё устроит, и рождалось радостно-воодушевлённое "решим любую проблему, если она не противоречит законам физики или химии", и всё казалось им хорошо, но они не заметили ловушки, не учли, что человеческая жизнь более многогранна, чем в материалистических представлениях.

А вот Запад, не отвергнувший полностью религиозную картину мира (и сочетая при этом её с научной), оказался более способным к восприятию, изучению и развитию того, что кажется выше законов физики и химии, а значит, и к использованию фантазии как таковой.

Вот посмотрите, Иван Антонович Ефремов - титанический талант. блестящая, невообразимая "Туманность Андромеды" - но к кому он апеллирует в обосновании мысли, что нужна фантазия? К Ленину, забубённому материалисту. Конечно, сейчас всё советское нам мило, но всё-таки, невозможность в советской парадигме обосновать необходимость фантазии иначе как ссылкой на "карлмарксфридрихэнгельссказал", реально удручает.

Конечно, и в этих условиях, люди мечтали: "мечтать, надо мечтать!", была фантастика, была романтика, но... При этом другой рукой всё это забивали, может быть, и невольно.
У вас в одной из книг есть очень интересная характеристика образа капитана Немо, как он был представлен в советском фильме - сочетание новейших технологий и древних знаний. Но это вот так хорошо в данном случае получилось, а по настоящему эту тему затронуть боялись. Если и упоминали - сразу с оговоркой, что это все выдумки мракобесов и эксплуататоров для обмана эксплуатируемого народа. Это убивало одно из условий развития фантазии.

Другая возможность - интерес к проявлению необыкновенных способностей человека, но и здесь опасались по настоящему коснуться - ибо это ударяло по догматам дарвинизма и атеистической идеологии. Если слишком сильно в это углубляться, у людей мог возникнуть вопрос - а откуда это у обезьяны? И картина мира представлялась бы более сложной, чем в привычном материализме.

И, наконец, советская фантастика. Безусловно замечательная, а в своих вершинах (тот же Ефремов) - и просто гениальная, но... Опять-таки, в своём эффекте сведенная на нет материалистической идеологией! Потому что всё, что мы сейчас читаем из тех времен, всё фильмы, книги и рассказы, которые вы упоминаете в своих книгах и статьях, нами воспринимается нами по-другому, как раз в раскованном для фантазии сознании. А тогда ко всему этому была существенная "нагрузка" - это всё тут же объявлялось не существующим и существовать не могущим. Тут же в предисловиях к этим книгам - что жизнь на Земле уникальна, что во Вселенной жизни нет и т.п. И в этом вопросе советская идеология боялась необыкновенного даже не в религиозном, а просто в "инопланетном" исполнении.
Да, СССР сковал сам себя. Но не атеистически-материалистическим мировоззрением, а т.н. "Духовными скрепами", я так назову этот вид общественного помешательства в нашей стране, проявлявшийся что тогда, что сейчас. Эта болезнь сложна, и состоит в том числе из мировоззрения, которое, оказывается, можно заменить с атеистически-материалистического на православно-монархическое, без проблем, ничего не изменится. Это какая-то смесь коллективного гипертрофированного ЧСВ с острым страхом конкуренции, приводящая к страшной боязни потери хоть малой толики репутации в комплекте с необходимостью продвигаться наверх, используя только "блат". Тут целое поле для исследований социопсихологов и прочих ученых, я даже не знаю каких. Это же потрясающий факт, что не марксизм-ленинизм является собственно причиной чего-то, и не православие, и не еще какое-то славие или воззрение, а нечто большее, в котором эти все идеи нечто вроде заставки, сменил ее, и дальше поехали...
Но даже если и не в предисловиях, то в учебниках, газетах, лекциях - научная картина мира была именно такой. Никакой фантазии и смелой мечты не допускающей.
Это атеистическое мироощущение хорошо передано у советского поэта Вадима Шефнера:
"Мы одни во Вселенной,
быть может,
До сих пор нам никто
не помог.
Из космической
литерной ложи
Бородатый не щурится бог.
И на сцене зеленого рая,
Средь бесчувственных
солнц и планет,
Мы в нелегком спектакле
играем,
У которого зрителей нет.
Мы бесчисленны и одиноки,
А вкруг нас - только
холод и снег,
И с галерки галактик
далеких
Нас никто не освищет
вовек.
Мы одни во Вселенной,
быть может,
И собратьев по разуму нет,
И на все, что томит
и тревожит,
У себя лишь найдем
мы ответ".
Вот это очень точное отражение сознания советских материалистов, даже лучших из них. И вот так, изрядно вытоптав почву для фантазии, они надеялись, что "сознание, что наша прекрасная Земля единственна и неповторима, может вдохновить человеческий разум на новые подвиги для блага своей Земли". Ну-ну...

Поэтому советская фантастика отставала от западной в то время. Это сейчас нам кажется, что всё в фантастическом жанре было хорошо, а тогда многие это видели, и я помню статьи тех лет с такой постановкой вопроса - в развитии фантастики мы отстаём, и одними пионерами, попадающими в сказки, дела тут не поправишь.

Впрочем, и в советское время душа многих людей рвалась из этой материалистической клетки. Опять-таки, поэтический пример. У Сергея Наровчатова есть шуточное стихотворение о будущей земной цивилизации, очень развитой, но в результате катаклизма утратившей Мечту. Но, без сомнения, это можно применить и к советскому мироощущению:

"...О, Муза беспокойного горенья,
Как нам ее сейчас недостает!

Отбросив все, что зыбко и случайно,
Сменили мы легенду на рассказ,
И потерялся терпкий привкус тайны
В открытьях неоткрытого для нас.

Нам приключенья — в тягость и обузу,
Постыли — необжитые края.
Как не позвать на помощь эту Музу,
Как не восстать ей из небытия!

Пускай она, расчеты наши спутав
И дав с дорог проторенных уйти,
Нас повернет с рассчитанных маршрутов
На самые случайные пути.

Быть может, там, где точные решенья
Смолчат перед неточностью мечты,
Нас ждут совсем нежданные свершенья
И брошенные в будущность мосты".

Та же мысль о необходимости фантазии, мечты, что и у Ефремова, но только поэтически.

Вот просто мысли по одной из граней проблемы - почему СССР не смог расковать и использовать фантазию, и почему Запад оказался более способен к этому.
""""Поэтому советская фантастика отставала от западной в то время."""" -

В чём выражается "отставание" советской фантастики от западной например? В чём "отставание" Ефремова и Мартынова?
Это как раз западная фантастика была на более примитивном уровне.
Хотя конечно в количественном отношении они наворотили многократно больше.
Вся суть западной фантастики это описание якобы некого будущего, даже с прорывом в дальний космос, но при этом описываемое общество ничуть не отличается от современной для того времени Америки.
Как делается классическая западная фантастика? Например возьмём сюжет фильма "А зори здесь тихи". Но вместо немцев сделаем каких нибудь "эйлиенов" с головами насекомых. Вместо советских ватников сделаем бравых пиндосских разносчиков демократии. В главной роли Шварцнеггер, Сталлоне, Сигал, Ван Дамм и т. д. И вуаля - классический голливудский блокбастер.

Но долго эту тему разрабатывать не получилось. В итоге, вся западная фантастика за редким исключением деградировало до "фетези", то есть скатилась в архаику, или в постапокалипсис - мир после глобальной катастрофы.
Хотя конечно есть и в западной фантастике редкие положительные исключения.
Но в основном их даже читать противно - типа освоили дальний космос со множеством заселённых терраформированных планет, а вся их общественная система на уровне торгашей, буржуев и политиков плутократов современных США.