m_kalashnikov (m_kalashnikov) wrote,
m_kalashnikov
m_kalashnikov

Categories:

Муниципальная система инноваций. Предложения Любомирского (2)

Начало - http://m-kalashnikov.livejournal.com/1260363.html

Сущность «муниципального финансирования и развития инноваций»
Сущность муниципального финансирования и развития инноваций заключается в том, что в роли инициатора, стратега, инвестора, организатора инновационного индустриального развития территории муниципального образования выступает «Инвестиционный муниципальный фонд», который создается при администрации муниципального образования. Фонд разрабатывает стратегии инновационного развития территории, привлекает и аккумулирует финансовые ресурсы, привлекает на территорию муниципального образования инноваторов (изобретателей, ученых, инженеров, инновационные компании), находящиеся на начальных этапах жизненного цикла «посев» и «старт» с целью их дальнейшего финансирования и организации на территории инновационных производств.
Капиталы фонда, как правило, формируются на основе собственности, принадлежащей и находящейся на территории муниципального образования. Перечень доходов из которых формируется Уставный капитал фонда:
-доходы от реализации имущества муниципального образования;
-доходы от оказания платных услуг;
-доходы, полученные от бюджетов других уровней;
-доходы от продажи долей акций фонда;
-финансовые ресурсы федеральных и региональных программ развития;
-безвозмездные поступления физических и юридических лиц.
-налоги на доходы физических лиц;
-налоги на совокупный доход;
-налоги на имущество;
-государственные пошлины;
-заемные средства (кредиты, облигации);
Помимо муниципалитета в капитале Инвестиционного муниципального фонда могут принимать участие физические и юридические лица путем взносов денег и материальных ценностей в Уставный капитал, путем выкупа акций. Для привлечения финансовых ресурсов фонд может привлекать дополнительные средства путем эмиссии ценных бумаг, привлечения кредитов. Поскольку, для муниципального образования, инновационно-инвестиционная деятельность имеет стратегическое значение, доля муниципальной и частной собственности в Уставном капитале «Инвестиционного муниципального фонда», может устанавливаться местными органами власти и может быть отражена в Уставе муниципального образования.
«Инвестиционный муниципальный фонд» не является спекулятивным институтом, задача которого максимально заработать на разнице стоимости (за инвестиционный период) доли инвестируемой инновационной компании и как можно быстрее выйти из долевого и акционерного капитала, как это происходит при венчурном финансировании. Фонд не является стратегическим инвестором, задача которого получить в инновационной компании максимально возможную долю или пакет акций с целью извлечения максимальной прибыли или с целью управления инновационными бизнес-процессами. Целью работы фонда является создание и успешное функционирование инновационной индустрии на территории муниципального образования, повышение благосостояния жителей. Главные, стратегические задачи Инвестиционного муниципального фонда:
- создание на территории муниципального образования наибольшего количества высокодоходных высокорентабельных компаний, создание наибольшего количества высокооплачиваемых рабочих мест, создание наибольшей стоимости имущества инновационных компаний, производство и продажи высокодоходной экспортоориентированной продукции;
-получение дополнительных доходов бюджета муниципального образования от возросшей деловой активности на территории через налог на доходы физических лиц, через налог на имущество, через совокупный доход юридических и индивидуальных предпринимателей.
-формирование на территории муниципального образования благоприятного инновационно-инвестиционного климата путем создания промышленных парков, бизнес-инкубаторов, финансирования программ обучения специалистов, создания благоприятного образа изобретателя и инновационного предпринимателя;
-финансирование муниципальных программ развития территорий;

Формы финансовой поддержки инноваций.
В каждом регионе существуют различные программы и формы поддержки инноваций. Исходя из потребностей инновационных компаний, а также на основе применяемых форм поддержки на территориях муниципальных образований могут применяться различные формы финансовой поддержки инноваций, находящихся на ранних этапах развития («посев» и «старт»):
- Грант на проведение научных исследований по перспективному инновационному направлению: 10 000 – 1 000 000руб.;
- Субсидия на патентование в РФ: 30 000 – 1 000 000 руб.;
- Субсидия на международное патентование по программе РСТ: $400 – $100К;
-Субсидия на проведение НИОКР, создание опытного образца инновационной продукции (изделие, оборудование): 100 000 – 5 000 000 руб.
-Субсидия на проведение НИОКР, создание опытной производственной линии: 5 000 000 – 100 000 000 руб.
-Субсидия на создание инновационной компании (регистрация, аренда, оборотный капитал): до 5 000 000 руб.
-Субсидия на оценку интеллектуальной собственности: 30 000 – 300 000 руб.;
- Приобретение доли инновационной компании в обмен на пакет акций/ долю Уставного капитала.
- Внесение в Уставный капитал инновационной компании земельного участка, зданий, сооружений;
- Субсидирование процентной ставки по кредиту;
- Выполнение за счет средств муниципального образования, либо средств бюджетов других уровней, либо за счет средств фонда работ по созданию инженерной инфраструктуры индустриальной площадки.
\


Формы удержания инновационных компаний на территории.
Учитывая, что субсидии не являются, по своей сути, бесплатными для муниципальных образований, а также учитывая их целевую функцию по созданию на территории развитой инновационной индустрии, руководству территорий и руководству «Инвестиционных муниципальных фонд», имеет смысл вводить в практику работы с инноваторами формы, закрепляющие инновационные компании на территории муниципальных образований. К таким формам можно отнести договоры, согласно которым сторона (изобретатель, инновационный предприниматель, инновационная компания), регулярно и в требуемом объеме получающая инвестиции в виде грантов и субсидий, обязуется развернуть на территории муниципального образования производство инновационной продукции, либо вернуть деньги. Такая практика есть за рубежом. Также, для обеспечения возможности муниципальному образованию влиять на управленческие решения, принимаемые в инновационной компании, имеет смысл в обмен на субсидию передавать в «Инвестиционный муниципальный фонд» долю или пакет акций инновационной компании (например, от 5 до 25%). Но, важно понимать, что слишком высокие запросы фонда могут отпугнуть инноваторов. Кроме того, закрепляющих мер будет недостаточно, если сама территория муниципального образования, ее инфраструктура не являются инвестиционно привлекательными для инвесторов и для инноваторов, является неконкурентоспособными перед другими муниципальными образованиями, являются рискованными. Поэтому, главная задача администрации муниципального образования - постоянно повышать культуру инвестиционного предпринимательств, улучшать инвестиционный климат на территории, обеспечивать защиту собственности и снижение всех видов рисков для инноваторов и инвесторов.

Основные направления работы «Инвестиционного муниципального фонда» по финансированию инноваций.
Как отмечалось ранее, целью работы фонда является создание и успешное функционирование инновационной индустрии на территории муниципального образования, повышении благосостояния жителей. В этих целях вначале формируется Уставный капитал фонда, который может составить сумму от $1 млн. по $10 млн. После этого, или одновременно разрабатывается план мероприятий, которые обеспечат заявленные цели и задачи. Общую работу фонда можно условно разделить на несколько блоков.
1. Блок, связанный с общей стратегией развития территории муниципального образования. Этот блок мероприятий учитывает сложившиеся на территории производительные силы, имеющиеся на территории земельные участки, инженерную инфраструктуру, географическое положение территории, транспортную инфраструктуру, кадровый потенциал, образовательный потенциал, финансовый потенциал, сложившуюся отраслевую специализацию. Учет имеющихся факторов позволит в более короткие сроки организовать инновационную деятельность. Вместе с тем, из-за произошедшей в последние годы деиндустриализации экономики страны, когда прекратило свое существование более 70 тысяч промышленных предприятий, во множестве территорий промышленная специализация в явном виде отсутствует, поскольку градообразующие фабрики и заводы закрыты, перепрофилированы или работают с низкой рентабельностью и высокой вероятностью закрытия. Здесь требуется вдумчивая аналитическая и организационная работа по адаптации территории, ее инфраструктуры для решения социально-экономических задач в рамках инновационной индустриализации.
2. Блок, связанный с выбором инновационных направлений развития территорий на основе мировых тенденций развития техники, технологий, новых методов организации производства и торговли, патентных исследований, на основе отечественных изобретений и инновационных идей. Задачи этого блока: искать и отбирать те изобретения, тех инноваторов, которых следует привлекать (через конкурсы) на территорию муниципального образования и обеспечивать всем необходимым для разворачивания инновационного производства. В России действует несколько инвестиционных фондов куда стекается информация о различных инновационных проектах. Вместе с тем, следует учитывать, и об этом было отмечено ранее, многие изобретения отечественных патентообладателей не подпадают под те научные направления, что финансируются государственными и частными фондами, поскольку все они ориентируются на перечни научных тем, утвержденных Правительством России. Кроме того, многие изобретатели не подают документы в фонды, поскольку это трудоемкий, затратный и неблагодарный труд и где отрицательный результат почти всегда гарантирован. Следует иметь ввиду, что те изобретения, которые уже профинансированы каким-либо инвестиционным фондом, уже не являются доступными (с точки зрения цены инновационного проекта, требующихся объемов финансирования) для «Инвестиционных муниципальных фондов», поскольку по мере получения инвестиций, по мере перехода с одного этапа жизненного цикла на следующий, стоимость инновационного проекта увеличивается в разы. Это обусловлено самой спецификой инновационной деятельности. Например, для проведения НИОКР, инноватору потребовался 1 млн. рублей, который он получил в научном фонде. После завершения, работ и получения положительного заключения экспертов, а также после независимой оценки интеллектуальной собственности выяснилось, что цена инновационного проекта возросла в 50-100 раз. Таким образом, для привлечения на территорию муниципалитета перспективных инновационных проектов имеет смысл начинать с поиска перспективных изобретений, то есть на самом первом этапе инновационного цикла, на этапе «посев», когда есть техническая и коммерческая идея, есть заявка на изобретение или уже получен патент, но нет денег на НИОКР, на патентование, на маркетинговые исследования. В этом случае «цена входа» в инновационный проект для фонда минимальна и может составлять для малых и средних проектов диапазон сумм от $100 тыс. до $10 млн. Для проведения экспертной работы по поиску перспективных изобретений, по их экспертизе (на предмет наличия рынка сбыта, на предмет технической реализуемости, коммерческой выгоды), для переговоров с изобретателями необходимо (в рамках фонда) создавать экспертную группу, которая будет комплексно подбирать проекты в соответствии с нуждами муниципалитета. В случае отсутствия на территории муниципалитета соответствующих специалистов придется привлекать экспертов из крупных городов и, прежде всего, из Москвы, Санкт-Петербурга, которые будут работать в фонде, либо привлекать инновационные экспертные, консалтинговые компании в рамках подрядных работ.
3. Блок, связанный с человеческим потенциалом, подготовкой и переподготовкой кадров, привлечением трудовых ресурсов. Задачи этого блока - мобилизовать весь имеющийся на территории человеческий потенциал для решения инновационных задач, путем создания на территории новых научных, инженерных и управленческих практик и школ, значительного повышения общего уровня качества человеческого потенциала, повышения заинтересованности людей в собственном профессиональном росте и инновационном развитии территории, повышения уровня оплаты труда и качества жизни. Для того чтобы инновационный процесс шел быстрее и эффективнее имеет смысл привлекать в регион высококачественных специалистов из других регионов, предоставляя им жилье (как это делает, например, администрация г. Дубны, предоставляя в аренду муниципальное жилье со скидкой в 75%), высокооплачиваемые рабочие места, доли в инновационных компаниях. Это известная во всем мире эффективная практика. Нечто подобное применялось СССР при создании т.н. «Проектной деятельности» по проектированию металлургических заводов, когда в 30-е годы в ГИПРОМЕЗ прибыли для постановки бизнеса и обучения специалисты из США.

</div>
Tags: инновации, письма Максиму Калашникову
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments