m_kalashnikov (m_kalashnikov) wrote,
m_kalashnikov
m_kalashnikov

Categories:

О возможных перспективах русских аэростатов



А.АНИСИМОВ

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЭРОСТАТИЧЕКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В ВОЕННОЙ И КОСМИЧЕСКОЙ ОБЛАСТЯХ.

Необходимость массового строительства аэростатических летательных аппаратов постепенно становится все более очевидной в России. Огромные пространства Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока требуют интенсивных и дешевых транспортных связей, но плохая освоенность этих территорий и исключительно суровые природные условия делают крайне нерентабельными обычные виды транспорта. Но в условиях, в которых традиционный транспорт перестает справляться с возложенными на него задачами или же требует высоких затрат на развитие и обслуживание сложной инфраструктуры, дирижабли обладающие грузоподъемностью тяжелого самолета, маневренностью вертолета и экономичностью кукурузника будут незаменимы. Области применения дирижаблей поистине огромны. Они могут быть использованы в региональном обслуживании удаленных северных краев и областей, а также районов конфликтов, обеспечивать нефтяную и газовую промышленность, совершать перевозки различной продукции заготовительных и добывающих предприятий, работать в крупном промышленном строительстве, и сельском хозяйстве, проводить аварийно-спасательные и восстановительные работы, обеспечивать охрану окружающей среды и так далее.
Для военных целей аппараты легче воздуха активно использовались еще во время Первой Мировой войны, но несовершенство их конструкции и низкий технологический уровень того времени делали дирижабли легкой добычей истребительной авиации, а громкие катастрофы этих воздушных великанов в тридцатых годах прошлого века поставили крест на бурно развивающемся роде летательных аппаратов. Но современные аэростатические летательные аппараты лишены присущих первым «Цеппелинам» недостатков, что позволит использовать дирижабли не только в народном хозяйстве. Их можно применять для нужд Министерства обороны и даже в проектах «Росавиакосмоса».
Аэростатическим летательным аппаратам присущ существенный недостаток, это низкая скорость полета по сравнению с реактивной авиацией, что делает их малопривлекательными для использования в военном деле, но этот недостаток компенсируется большой грузоподъемностью, на порядок превышающую грузоподъемность современных бомбардировщиков, высотой полета недоступной для самолетов и неограниченной дальностью полета. При этом современные технологии, примененные при строительстве новейших видов дирижаблей способны свести к нулю недостаток в скорости. Уже сейчас Россия способна создать тяжелые аэростатические крейсера (ТАКр) и стационарные платформы, практически не нуждающиеся в дозаправках топливом, в одиночку несущие ракетно-бомбовую нагрузку целого дивизиона стратегических ракетоносцев, на высотах в 25-30 километров.
Задачи аэростатического крейсера могут заключаться в нанесении ракетно-бомбовых ударов по корабельным соединениям и стратегическим объектам противника, располагающимся в глубине его территории, поддержке своих военно-морских сил оперирующих в удаленных районах Мирового Океана, патрулировании морских пространств примыкающих к водам принадлежащим России и слежении за авианосными соединениями вероятного противника.
Для ТАКра целесообразна следующая конструкция, жесткий корпус – оболочка, имеющая вид эллипсоидной линзы разделенной пополам по принципу катамарана, состоящая из полимерных композиционных материалов, с набором шпангоутов из высокопрочных алюминиевых сплавов. В целях повышения живучести внутреннее пространство оболочки должно быть разделено переборками на воздухонепроницаемые отсеки. Участок корпуса с жилыми отсеками, боевыми постами, энергетическими установками, хранилищами боезапаса, топлива и продуктов питания должен располагаться в центре, между двумя оболочками, при этом выполняя функции несущей конструкции для всего корабля. Обшивка корпуса должна иметь общую обтекаемую форму и покрытия, обеспечивающие тепловую и радиолокационную маскировку корабля.
Главным оружием ТАКра, исходя из вышеперечисленных задач, должны быть крылатые ракеты дальнего радиуса действия. Для выполнения тактических задач на крейсере может базироваться палубная авиация в составе 18 – 22 беспилотных летательных аппарата, способных участвовать в радиоэлектронной борьбе, вести разведку местности, нести на своем борту бомбовое вооружение для нанесения ударов по наземному и морскому противнику. Взлетно-посадочная палуба, а также все боевые посты обслуживающие палубную авиацию могут располагаться над корпусом корабля в его диаметральной плоскости. В целях ведения самообороны ТАКр должен быть оборудован зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами в количестве достаточном для ведения успешной противовоздушной обороны. При этом конструктивные особенности аэростатического корабля должны позволять сохранить высоту и скорость полета при одновременном повреждении корпуса несколькими зенитными ракетами, а борьба за живучесть – обеспечивать ремонт экипажем поврежденных оболочек в полете, во время ведения боя.
Энергообеспечение ТАКра, может базироваться на основе атомной силовой установки, которая даст, по сравнению с силовыми установками на основе внутреннего сгорания, значительное увеличение мощности, экономию топлива и существенное увеличение автономности. Основное время полета корабля будет проходить в стратосфере, по этой причине на него целесообразно ставить газотурбинные двигатели.
Необходимо сказать, что создание летательных аппаратов такого класса поставит под вопрос могущество военно-морских сил США и стран НАТО. Высоты, на которых сможет оперировать крейсер, будет практически недостижим для истребительной авиации и большинства зенитных ракет противника, при этом возможности противовоздушной обороны и борьбы за живучесть, самого ТАКра, будут во много раз превосходить возможности соединений нашей стратегической авиации, что позволит ему безнаказанно применять свое оружие. Также улучшатся возможности маскировки и радиоэлектронной борьбы. Находясь в стратосфере Аэростатический крейсер, сможет скрытно пересекать океаны и наносить неожиданные удары крылатыми ракетами по пунктам базирования, корабельным соединениям, штабам, промышленным районам, политическим центрам и другим стратегическим объектам вероятного противника. Помимо всего, такая поддержка с воздуха сможет обеспечить развертывание подводных лодок и во много раз увеличить боевую устойчивость наших корабельных соединений.

Опыт современных вооруженных конфликтов говорит о том, что начало сухопутной фазы боевых действий, то есть вторжения оккупационных сил на территорию подвергшейся нападению страны начинается после завоевания господства в воздухе, массированные ракетно-бомбовые удары направлены прежде всего на деморализацию мирного населения разрушение социально значимых объектов, промышленных предприятий и инфраструктуры. «Вбомбив в каменный век» государство агрессор начинает диктовать проигравшему народу свои условия, цена которых неприемлема для существования государства. Поэтому важнейшей задачей в деле защиты страны является противовоздушная оборона, на создание которой затрачиваются огромные средства. Но перевес вероятного противника, прежде всего стран НАТО, в авиации и запасах крылатых ракет очевидны, а продвижение Североатлантического альянса на восток непосредственно к границам Российской Федерации крайне затрудняет своевременное оповещение о массовом подъеме авиации противника. Причем подлетное время штурмовиков и крылатых ракет средней дальности до Москвы, Санкт-Петербурга и других мегаполисов европейской части России составляет считанные минуты.
В такой обстановке существенную помощь нашим силам ПВО способны оказать зенитные аэростатические платформы (ЗАП). Они могут представлять собой группу из 4-6 тяжелых аэростатов собранных в шахматном порядке в одну платформу, несущую на себе мощную радиолокационную станцию обнаружения, зенитно-ракетные комплексы дальнего и среднего радиуса действия, средства радиоэлектронной борьбы. В качестве оружия самообороны на платформу необходима установка зенитных ракетно-артиллерийских комплексов ближнего радиуса действия. Для оболочек платформы целесообразна сигарообразная форма, а их конструктивные особенности должны быть аналогичны оболочкам уже рассмотренного выше аэростатического крейсера, что позволит эффективно бороться за живучесть. Несмотря на то, что конструкция платформы позволит нести на своем борту очень большой боезапас зенитных ракет, в ходе интенсивного воздушного боя их расход будет очень велик, поэтому пополнение боезапаса необходимо проводить прямо в воздухе, в районе несения боевого дежурства. Эту задачу могут взять на себя грузовые дирижабли, которые легко смогут производить замену контейнеров с ракетами в стратосфере.
ЗАП могут стать узлом ПВО на наиболее опасных направлениях, они смогут бороться не только с фронтовыми бомбардировщиками и штурмовиками, но и со стратегической авиацией, практически недоступной наземным средствам ПВО. Платформы можно будет устанавливать в непосредственной близости к границам вероятного противника, в местах, где невозможно развернуть наземные зенитно-ракетные комплексы, особенно удобны аэростатические платформы будут, неся боевое дежурство, по прикрытию портов и военно-морских баз с моря на средних и дальних рубежах противовоздушной обороны.
Применение дирижаблей в военном деле очень перспективно, возможности их применения крайне разнообразны, помимо рассмотренных выше примеров, они могут применяться в разведке, радиоэлектронной борьбе, перевозке войск и высадке на необорудованных участках местности не только легкие десантные подразделения, но и тяжелую бронетехнику мотострелковых и танковых войск. Особенно важное место они могли бы занять в деле снабжения корабельных соединений в удаленных от пунктов базирования районах Мирового океана.
Помимо использования аэростатических летательных аппаратов в интересах Министерства обороны они могут оказать неоценимую пользу в деле освоения космического пространства. В частности тяжелый грузовой дирижабль или аэростатическая платформа могут использоваться как площадка для вывода спутников на околоземную орбиту. Перелетев в экваториальную область и поднявшись на высоту 15–20 км, аэростатический летательный аппарат сможет выполнить задачу первой ступени системы космических запусков, что во много раз удешевит запуск малых космических аппаратов. Но способность выводить на орбиту спутники, это лишь одна из возможностей дирижаблей. Гораздо более перспективной задачей будет выведение на орбиту самого аэростатического корабля. Это не фантастика, а вполне, технически реализуемая возможность кардинально решить проблему освоения космоса. Создание жесткого корпуса корабля из легких и высокопрочных сплавов, имеющего форму чечевичного зерна или летающего крыла, а также поверхности оболочки состоящей из полимерных композиционных материалов, способных выдержать перегрузки и вибрацию в ходе разгона корабля в атмосфере и внутреннее давление газа в безвоздушном пространстве, вполне реально. После набора высоты у экватора в два три десятка километров, дирижабль, можно вывести в космос с помощью разгонных реактивных ступеней. Это даст качественное увеличение количества выводимых на орбиту грузов, помимо этого, корпуса аэростатических кораблей можно будет использовать как жилые и рабочие модули при строительстве орбитальных станций и межпланетных кораблей. Большие размеры подобных модулей и систем в десятки раз улучшит обитаемость космических объектов, а также позволит развернуть космические заводы и фабрики по производству различной уникальной продукции в промышленных масштабах. При создании аэростатического модуля для орбитальных станций, часть его корпуса можно делать из прозрачных материалов, тогда можно будет развернуть обширные космические оранжереи, получающие энергию для фотосинтеза непосредственно от солнца, полностью способные обеспечить экипаж растительной пищей и существенно облегчить снабжение кислородом.
При дальнейшем совершенствовании заатмосферных аэростатических летательных аппаратов возможно создание корабля способного многократно, с орбиты, входить в плотные слои атмосферы и возвращаться обратно на орбиту. Это будет настоящий прорыв в деле освоения атмосферных планет, прежде всего Марса. Не нужно будет создавать дорогостоящие и ненадежные взлетно-посадочные аппараты, в которых каждый килограмм полезного груза на счету. Заатмосферный аэростатический корабль, вылетев с космодрома в район Земли наиболее удобный для выхода в космос, с помощью разгонных ступеней, выйдет на орбиту и состыкуется с межпланетным кораблем для транспортировки к Марсу. Для осуществления высадки на планету дирижабль будет способен, взять на борт такое количество грузов, которого хватит не только для обеспечения продолжительной экспедиции, но и для организации постоянно действующей базы. Войдя в плотные слои атмосферы корабль, сможет выбрать наиболее пригодное место для посадки, при этом гарантированно избежать пыльных бурь и других атмосферных сюрпризов малоизученной планеты. В ходе экспедиции космонавты смогут функционально использовать объемы дирижабля для отдыха, организации научных лабораторий и складских помещений, при необходимости он сможет стать основой для долговременной марсианской базы. По окончании экспедиции аэростатический корабль сможет забрать и вывести на орбиту все оборудование, которое пришлось бы бросить, если марсианскую экспедицию проводить с помощью обычных взлетно-посадочных модулей. Осуществление такой Марсианской программы намного повысит безопасность и автономность экспедиции, сэкономит время и материальные средства в ходе подготовки и в момент ее проведения, а также существенно расширит возможности экипажа по исследованию планеты и созданию постоянно действующей научно-исследовательской марсианской базы.
Перечисленные выше примеры возможного применения дирижаблей можно продолжать еще очень долго, но и без этого напрашивается вывод о том, что нашей огромной стране крайне необходимы эти воздушные гиганты. Дивиденды, которые получит Россия, от массового внедрения этих летательных аппаратов на долгие годы определят ее лидирующее экономическое и военно-политическое положение в мире, подобно тому, как автомобилестроение, в свое время, сделало мировым лидером американскую экономику. Еще есть надежды на то, что мы не упустим этот замечательный шанс, тем более что наши просторы и природные условия просто созданы для активного использования аэростатических летательных аппаратов.
В нашу дверь стучится красивая фантастика, но неужели мы так и не откроем ей дверь?

А. Анисимов

Tags: инновации
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 71 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →