m_kalashnikov (m_kalashnikov) wrote,
m_kalashnikov
m_kalashnikov

Categories:

Череповецкая неоиндустриализация Боглаева

Из выступления главы Череповецкого литейно-механического завода Владимира Боглаева (Партия дела) на МЭФ-2014

1. В исторический период, имеющий признаки научно-технической революции, для обеспечения в долгосрочной перспективе высокого уровня жизни населяющих Россию народов и сохранения места среди ведущих геополитических игроков, нам необходимо создавать новую промышленность передовых технологических укладов;
2. Масштабные задачи, так или иначе, предусматривают получение и удержание конкурентных преимуществ в объективно и неизбежно глобализирующемся мире и требуют модернизации и развития всех сторон нашей жизни и определению новых норм и правил распределения национального богатства;
3. Генеральная цель и подцели высшего уровня подразумевают необходимость проведения следующих мероприятий:
- глубокая модернизация промышленности;
- улучшение делового климата;
- запуск саморазвивающихся механизмов инновационного развития;
- создание механизмов частно-государственного партнёрства для снижения затрат на реализацию целей, с одной стороны, и снижению проектных рисков в бизнесе, с другой;
- создание в государстве соответствующей инфраструктуры, важнейшей задачей которой является организация подготовки человеческого капитала соответствующего качества.

В том или ином варианте мы опять возвращаемся к тезисам программы «Четырёх И» или широко продекларированной необходимости модернизации и перехода России на инновационный путь развития. Надо сказать что и тогда и сейчас общество активно откликается на призывы из Москвы и предлагает свои варианты достижения общих целей, но действующая бюрократическая машина сначала до предела формализуя «задание на развитие вниз», а затем генерируя такой же формальный отчёт о выполнении «вверх», лишь потребляет ресурсы и ни на шаг не приближает нас к стоящим целям.
Провал программы "четырёх И", а так же явная пробуксовка по декларируемым направлениям (и правильно декларируемым!) неслучаен. Он имеет серьёзные причины.
Так или иначе, у политической и экономической элиты России мотивация к реальным шагам в сторону развития страны пока низка, так как мероприятия в этом направлении требуют согласиться с вводом серьёзных ограничений для себя и быть готовыми к изменению правил игры по распределению общественного богатства. Понятно, что шагать в эту сторону придётся. Но понятно и то, что торопиться по своей воле никто, так же, не будет. Обозначение некой политической воли и требований начинать что-то делать в этом направлении выливается в бюрократическую игру «приказ-отчёт» без достижения и ответственности за реальный результат. Это и выливается в топтание на месте по всем отмеченным выше целям (модернизации промышленности, улучшении делового климата, запуск механизмов инновационного развития, частно-государственному партнёрству, и созданию инфраструктуры подготовки человеческого капитала соответствующего качества.)

Не буду подробно останавливаться на своих статьях, которые можно считать в некотором смысле программными для данного доклада (время кране ограничено), а лишь сошлюсь на них:
1. Кому нужна модернизация России?
http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/1428396/index.php?ID=1428396
2. Качество человеческого капитала – главное оружие в борьбе за инвестиции http://www.krassever.ru/articles/economics/personnel/33713/
3. Нужен ли стране инженер?
http://www.krassever.ru/articles/economics/situation/40471/
4. Пришло время пересмотра экономической парадигмы России
http://www.e-xecutive.ru/knowledge/russiantoplist/1821246/
5. Образование – это золотой ключик к созданию опережающих время технологий http://www.krassever.ru/articles/society/tema/43514/
6. Пирамиды Боглаева: почему право на власть становится функцией владения знаниями
http://www.volbusiness.ru/piramidyi-boglaeva-pochemu-pravo-na-vlast-stanovitsya-funkcziej-vladeniya-znaniyami.html

Практически все эти статьи были размещены в нашей центральной и главной областной газете «Красный север» и имели достаточно широкое обсуждение в сети поэтому просто обозначу исходные точки, которые для себя считаю доказанными и от которых предлагаю двигаться в направлении обозначенных нашим президентом задач.

1. Экономической мотивации к модернизации у действующей российской бизнес-элиты сегодня нет. Механизмов принуждения так же нет.
2. Отставание в технологическом развитии от развитых стран нарастает и становится критически опасным, так как ставит Россию перед рисками дальнейшего ущемления своего суверенитета.
3. Решать проблемы развития территории, профессионального и других видов образования, создания новых производств, улучшения делового климата и социального благополучия на местах сегодня по отдельности уже не возможно. Как последние современные достижения в науке и технике лежат на стыке классических наук, так и стоящие перед страной задачи так же сегодня можно решать только в комплексе, не выделяя приоритеты какому-то одному направлению.
4. Несмотря на серьёзные диспропорции в экономике страны и отечественной пирамиде управления, приведшей к угнетению класса производителей и непропорционально расползшемуся классу потребления, делающей действующую конструкцию власти менее устойчивой и уязвимой к внешним и внутренним рискам у нас открывается окно возможностей по устранению нависших угроз потому что:
5. Все внешние признаки говорят о том, что научно-техническая революция уже началась, что неизбежно должно привести периоду нестабильности во всём мире. Именно в период нестабильности можно отыграть потерянное ранее в развитии время (как, впрочем, и наоборот – отстать ещё больше).
При существующих темпах роста производительности труда примерно через 15 лет пяти процентов населения планеты будет достаточно для производства всего необходимого для всех остальных. Около 85 % профессий, которые сегодня мы знаем, практически станут мертвыми, обрекая на невостребованность их владельцев. Таким образом, независимо от нынешнего состояния и гармоничности национальных пирамид управления, все они столкутся с почти моментальным расползанием своего основания (сектора «Дотационное потребление» и «Услуги»), и главным вопросом будет вопрос о том, кто и как будет распределять между всеми остальными то, что произвели пять процентов работающих.
6. Хотя структура предстоящего вызова стоящего перед миром понятна, как его принимать и что делать пока не знает ни кто, а те или иные теоретические разработки, скорее всего, будут далеки от практики. Нынешние же генералы от науки по прежнему учат-готовят своих студентов к прошедшей войне. И это касается не только России.
7. Реформировать систему подготовки профессиональных кадров, высшего образования, академической и вузовской науки, институтов инновационного развития у нас в стране, безусловно, надо, но ни кто не знает как. Это приводит к тому, что попытки делаются в слепую, а действия в этом направлении приносят сопоставимый с бездействием вред и уж совершенно точно, не приближают нас к решению стоящих перед нами задач.
8. Действующие в мире системы подготовки кадров для прорывных и инновационных направлений так же подошли к моменту, когда они уже перестают отвечать требованиям времени. Главной причиной этого является та скорость, с которой новые продукты появляются и уходят с рынка. Уже сейчас это может происходить быстрее, чем время обучения и подготовки специалиста, специальные знания которого устаревают раньше, чем он получает диплом.
9. Соответствующие масштабам проблемы эксперименты, которые должны помочь найти ответы на поставленные глобальные вопросы, требуют создания соответствующих размеров и оснащению «социолабораторий». Надо срочно определять место для организации этой лаборатории и переходить к немедленному запуску серии масштабных и комплексных экспериментов, так или иначе связанных с поиском практического решения, стоящих перед страной задач.
10. Абсолютно убеждён, что идеальной во всех отношениях площадкой для подобной социоэкономической лаборатории является город Череповец. Это классический и достаточно большой рабочий моногород, с развитой промышленной и инженерной инфраструктурой, пока ещё значительным кадровым потенциалом, заинтересованной ВУЗовской наукой, широкой базой профессиональных образовательных заведений и крупными промышленными предприятиями, готовыми вступить в эксперимент. Кроме того, есть все основания полагать, что в рамках организации этого проекта будет эффективно сыгрываться связка академической и вузовской науки с выходом на конечный продукт.
11. Первый шаг в этом направлении город, образовательные учреждения и производственный бизнес Череповца уже сделали. Результат превзошёл все ожидания и логически подвёл к очевидной необходимости сделать следующий шаг — создание в области нового кластера. Кластера индустрии образования. В основе будет лежать создание новой профессионально-ориентированной образовательно-обучающей среды на базе виртуального симулятора реально работающего крупного производства. Положительный эффект достигается за счет погружения обучающегося в активную образовательную среду. Сам процесс обучения будет не только дуальным, что само по себе поднимает качество подготовки. Образование в кластере должно будет иметь своей целью подойти к обучению не как к процессу подготовки специалиста той или иной квалификации, а как к многократному воспроизводству новаторских групп. Эти группы, по сути, будут инновационными командами, которые «заточены» на создание новых продуктов и готовы выводить их на рынок даже путем самостоятельного поиска финансирования для организации новых производств. При этом прошедшие симулятор специалисты не только смогут овладеть профессией по действующим стандартам, но и научится самообразованию в зависимости от внешних перемен.
И хотя в проекте постоянно звучит фраза об образовании, очевидно, что мы этим проектом решаем задачи инновационного развития. Там ключ к решению всех тех задач, которые я процитировал в начале доклада из выступления нашего президента Владимира Владимировича Путина.

Почему наш стол назван «Переход от слов к делу?». И зачем нам нужна дорожная карта? Да потому что мы уже перешли к организации этого проекта и уже точно знаем про такие подводные камни. Обозначу выводы, полученные опытным путём:
- бесполезность разработки и внедрения профессиональных стандартов в том виде, как это делается сегодня. Они устареют раньше, чем будут подготовлены;
- ответ на вопрос, каких специалистов и с какими знаниями и навыками должны готовить учебные заведения будет меняться почти ежеквартально и пытаться строить детерминированные правила подготовки в стране – равносильно прямому запрету на развитие и инновации;
- три года назад наш завод, запустив инновационный образовательный эксперимент и совместно с городскими властями при моральной поддержке областной администрации, практически с нуля создали эффективный механизм участия бизнеса в развитии кадрового потенциала территории. Могу уверенно утверждать, что сегодня в стране нет, хоть какой-нибудь понятной на местах организационной или финансовой схемы помощи и стимулирования таких начинаний. Те правила, которые позволяют участвовать государству в софинансировании или грантовой поддержке, на деле касаются лишь оптимизации процессов в устаревшей системе и просто делают чуть менее болезненным процесс её отмирания. К развитию эти гранты отношения не имеют, хотя информационное сопровождение раздачи этих средств пытается утверждать обратное.
В нашем случае вся финансовая тяжесть и ответственность за результат в этом уникальном образовательном проекте легла на плечи завода. Наш проект оказался настолько уникален, что просто не вписался ни в один стандарт.

Для действительно прорывных и инновационных предложений по решению поставленных президентом задач рабочих вариантов государственной помощи или хотя бы вариантов частно-государственного партнёрства сегодня не существует. Их надо создавать. Причём, не только для нашего проекта, но для любого другого нестандартного, но полезного начинания. И разработка дорожной карты по организации нового кластера – кластера индустрии образования, в создании которого предусматривается участие администрации территорий, бизнеса, академической науки, вузовской науки и учреждений профессионального образования может стать той работой, которая и нащупает мобильную схему помощи механизмам инновационного развития в стране в целом и на местах, в частности.

Что могу предложить от себя в этот проект? Свой энтузиазм и свой завод. Мы сегодня уже делаем нереальные для нынешнего времени в стране вещи:
1. По своей сути сегодня ОАО «ЧЛМЗ» эффективнейший в самых разных производственных направлениях бизнес-инкубатор. На протяжении более десяти лет высокий выход годных и доходных направлений производственного бизнеса привёл к росту объёмов производства и реализации почти в пятнадцать раз, а производительности почти в двенадцать;
2. ОАО «ЧЛМЗ» - частный технопарк, построенный на деньги самого предприятия и на привлечённые коммерческие кредиты. При этом он не только не получил помощи в развитии своей инженерной инфраструктуры со стороны, но наоборот, развивал её в условиях деградации и разрушения инженерных сетей на окружающей завод территории;
3. ОАО «ЧЛМЗ» - самый эффективный на территории России образовательный эксперимент. Двести двадцать учащихся в дуальном образовании за год при общей численности работников предприятия в 500 человек в рамках проекта «Экспериментальный промышленный полигон» - таким уровнем организации вряд ли кто может похвастаться;

Да, нам нужна поддержка. Методологическая, научная, организационная и, конечно, материальная. Но достижения и результаты нашего завода за последние годы показывают, что проект создания в нашем городе нового кластера – кластера индустрии образования, обречён на успех в случае хотя бы минимального внимания к нам со стороны институтов развития страны.

Tags: Владимир Боглаев, МЭФ, Партия дела, Череповец, досье Максима Калашникова, индустриализация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments