m_kalashnikov (m_kalashnikov) wrote,
m_kalashnikov
m_kalashnikov

Categories:

«РЕЗЕРВУАРЫ» НОВОЙ ЭЛИТЫ-2

Максим Калашников
«РЕЗЕРВУАРЫ» НОВОЙ ЭЛИТЫ-2
Начало – http://m-kalashnikov.livejournal.com/1867333.html

флаги
***
Естественно, создание такой «гвардии-легиона» не является панацеей. Одновременно для оздоровления экономики нужен выход из ВТО или хотя бы понимание откровенной враждебности её интересам развития страны. Иначе национальный реальный сектор не поднимется, и слишком много предприятий будут погибать неестественной смертью. Конечно же, нужно изменять налоговую систему, снимая нагрузку с реального производства и НИОКР.
Нужно перестраивать финансовую систему, чтобы обеспечить реальному сектору кредиты под столь же низкие проценты, как в США или Канаде. Ведь политика нынешнего Центробанка нацелена на «зажатие» и, в конечном итоге, на резкое сокращение числа банков. Система обязательного резервирования, например, практически не оставляет банкам никакого манёвра, никаких возможностей для кредитования реального сектора экономики. Нужно обеспечить стабильность тарифов на энергию и перевозки. Нужно построить и действенную систему борьбы с коррупцией. Что мы с Константином Бабкиным не устаем «продавливать» в сознание общества.

***
Однако принципиальная основа создания экономической гвардии остаётся прежней. По сути, это — государственно-частное партнёрство.
Что получает государство? Прежде всего — нормально работающую экономику, а не кошмарное «зазеркалье».
Во-вторых, государство и общество обретают качественный кадровый резерв. Те самые кадры, что решают всё. Тот самый столыпинский класс крепких и предприимчивых хозяев, если хотите. Теперь понятно, откуда — по вполне объективным показателям и за реальные достижения! — брать талантливых, деловых управленцев в госаппарат. Дельных людей, а не каких-то непонятных мальчиков и скороспелых выпускников «элитных вузов», не чьих-то сынков или фаворитов. Заодно государство видит, кто лучше всего мог бы выполнить его заказы-подряды, кто может выступить партнёром в проектах с частно-государственным партнёрством.
Всегда понятно, с кем можно связаться, для того чтобы попросить вытянуть падающие предприятия, а то и целые территории, впавшие в депрессию. Видно, кому можно давать льготные кредиты для развития. Напомним, что сила американцев — как раз в обмене успешными кадрами между госаппаратом и корпорациями.

Ну а заодно решается и проблема поголовья государственных шакалов. Сначала их отправят служить действительными «санитарами леса». Ну а потом, когда они выполнят свою миссию и лишатся корма, можно приступить к сокращению их численности.
***

Одновременно необходимо предусмотреть периодическую смену правительственных команд. Или, как выразился футуролог Сергей Переслегин, создать аналог сменных экипажей подводных лодок. Делается это ради того, чтобы правительственные управляющие периодически вырывались из рутины и «текучки». Ибо, работая в правительстве, они не в силах воспринимать новые идеи и знакомиться с мировым опытом, а общение с высокими чиновниками сводится к принципу «письмо на полутора страничках». В то же время «фабрики мысли» работают как бы в пустоте, не имея практического опыта воплощения своих идей и будучи не в силах донести свои наработки и предложения до действующих министров. В итоге интеллект существует отдельно от госаппарата.
В системе сменных команд одно правительство с отборными управленцами через несколько лет должно сменяться на другое, не менее отборное. При этом непрерывность правительственного курса обеспечивается главой государства, законодателями, принятыми планами и программами. Временно сменившаяся команда идет на работу в «фабрики мысли», фонды, институты на высокооплачиваемые должности. Она знакомится с мировыми тенденциями и идеями отечественных интеллектуалов, привнося в деятельность «мозговых трестов» свой практический опыт и связи, сама создаёт новые управленческие разработки, рождает свои идеи. Вырванная из изнурительной административной гонки, «отдыхающая» команда имеет возможность повысить квалификацию, осмыслить сделанное, ознакомиться с умными книгами, прочесть важные исследования, посмотреть на ситуацию с птичьего полёта, поучаствовать в мозговых штурмах и командно-штабных играх. Проведя таким образом энный промежуток времени, «отдохнувшая» команда вновь возвращается в правительство. А те, кто в нём работал, уходят в «мозговые тресты».
***
Надо сказать, что успешные директоры и владельцы промышленных предприятий уже имеют весьма ценный опыт, который можно распространить на государство. Естественно, с нужными усовершенствованиями.
Перед моими глазами — опыт ещё «красного директора», владельца ЖБК-1 в Белгороде Юрия Селиванова. Как он поднял завод в условиях тотального развала после 1991 года, как увеличил число рабочих мест с трёхсот до 4 тысяч? Задействовав потенциал рабочих и ИТР, авторов рациональных предложений и изобретений.
Он понял, что рабочему или инженеру с рацпредложением пойти некуда. Придёт к мастеру — а тот скорчит недовольную рожу. Зачем что-то менять и улучшать? Если же рацпредложение (изобретение, инновация) и будет принята, мастер потребует вписать и его в авторы. А потом и начальник цеха потребует себя вписать в изобретатели тоже. В конце концов самого автора — рабочего или ИТР — выкинут из списка авторов, и все награды получит начальство. Всё это на корню губит изобретательность работников.
Юрий Селиванов придумал иную систему. Во-первых, издал диктаторский приказ: за «замыливание» и удушение инноваций / рацпредложений любой начальник беспощадно увольняется. Во-вторых, создал «опричную» инстанцию, в которую, минуя начальство, может прийти инноватор — хозрасчетное «Интеллект-Сервис-ЖБК-1». Маленькая эта структура получает 10% от полученного экономического эффекта, а её глава в любой момент получает доступ к руководству заводом. А потому — может каждый день сообщать о начальнике — саботажнике полезных инноваций.
И это начало работать! Завод постоянно получает выгоду и развивается, рационализаторы поощрены и работают. Начальство не может ничего «замылить» по самодурству или корыстным соображениям. (Ибо иной раз начальники внутри корпорации не хотят снижать издержки, ибо имеют откаты за счёт закупок или затрат на тот же ремонт.)
В общем, на уровне одного предприятия Юрий Селиванов построил некий гибрид из фордовской системы, научно-инновационной опричнины (Спецкомитета Берии при Совмине СССР) и Агентства передовых разработок. Можно сказать, что деятельность Ю. Селиванова — тоже важная часть нынешнего Белогорья (модели развития Белгородской области).
Та же самая система отлично может быть применена в масштабе всей страны. Не только на заводах или в крупных корпорациях, но и на уровне правительства. Так может работать Агентство передовых разработок (в связке с РАН и второй академией). Тут тебе и прорыв в свиноводстве можно обеспечить, и в медицине, и в авиастроении — долог сей список.
Главное — задействовать опыт людей дела в госуправлении. А для того нужна и система сменных команд.
***
Во имя оздоровления кадровой политики должна измениться и обстановка «наверху». Первые лица страны должны навсегда отказаться от порочной системы туманных намёков-сигналов и перейти к отдаче недвусмысленных повелений и распоряжений, к доведению своих решений в максимально ясном виде.

Сама система «сигналов» — плод долгого разложения бюрократической системы, торжества безответственности. Ибо в любой момент первое лицо может заявить, что его «не так поняли», и спихнуть ответственность на «стрелочника». Такая система ведёт к разложению системы госуправления именно сверху — ибо «сигналенье» спускается всё ниже и ниже. Первое лицо должно доносить свои распоряжения чётко. На то оно и первое лицо, вождь.
Не нужно бояться подавления инициативы и мелочной регламентации: высшая воля всегда дает исполнителям простор для творчества и разумной инициативы. Ибо, как правило, первые лица задают только генеральные цели и направления, а пути их достижения — дело умных и предприимчивых подчиненных.
Переход к ясному целеуказанию из Центра окажет мобилизующее воздействие и повысит ответственность в целом. Включая и ответственность первых лиц.
Ну а дабы не попадать впросак и не страдать волюнтаризмом (синдром «хрущевской кукурузы»), первые лица должны предварительно работать с собраниями профессионалов и слушать их мнения. Так, как это делал сам Иосиф Сталин, принимавший решения лишь после обсуждения в кругу ответственных практиков. К сожалению, волюнтаризм и самодурство в верхах РФ сегодня слишком часты.

***

Огромный резерв в будущем – развитие местного самоуправления, перераспределение налогов в его пользу.
Дадим слово Вадиму Владимировичу Монину, доценту юрфака Астраханского университета и члену Регионального совета по развитию некоммерческого партнерства сельских территорий и кооперации.

Итак, внешне село в Астраханской области безнадежно. Муниципалитеты страшно бедны: по нынешней налоговой системе они получают только 8 копеек с каждого рубля налогов, собираемых на территории. Люди спиваются, теряют способность к самоорганизации, некого набирать на работу в создаваемые на селе предприятия – теряется квалификация. Некому создавать новый бизнес. Сельские муниципалитеты сидят на дотациях – федеральных и региональных. Но кадров на селе нет даже для того, чтобы написать заявки на оные дотации.

В этих условиях некоммерческое партнерство, где работает В.Монин, ставит перед собою три задачи:

- Обнаружить в селах активных людей и всячески им помочь (методически, организационно), сделав их центрами социальной орнизации (некий аналог советских «двадцатипятитысячников» Первой пятилетки). Отбираются кадры для осуществления разных проектов.

- Создать технологический центр для отбора конкурентоспособных, дешевых и эффективных, автономных (по сути, закрывающих) технологий, что «привязываются» к конкретным селам. Это – очистка воды, тепло- и энергоснабжение. Здесь – штучная работа, подбирать нужно не только технологии, но и людей.

Например, создана программа «Сельский дом» - разработки дешевого быстровозводимого жилья, но насыщенного современными технологиями. Это, кстати, давняя идея из моих книг. Здесь собираются внедрять поселковые системы очистки воды разработки команды Владимира Куприянова.
-Создание кооперативов для всего этого, ибо кооперация тут – самая эффективная форма. Кооперативы позволят оживить население, применить новые технологии и сделать производство на селе рентабельным, привлечь в него инвестиции. Все это позволяет составлять неформальные, настоящие планы развития (с привлечение конкретных людей), а не бумажных планов, которые никогда не будут выполнены.
Такая программа, по словам В.Монина, поддержана астраханским губернатором, однако на федеральном уровне ее никто не собирается замечать. Мое добавление: в Москве просто махнули рукой на обезлюживание села, а идея сгона населения в 12 мегаполисов – уже практически официальная, ее исповедуют и Минэкономики, и РСПП. В.Монин сообщил, что агентства по развитию сельских территорий с аналогичными задачами есть в Канаде и США, а в РФ – нет. Потребно именно государственное агентство, поскольку развитие сельских земель есть проект не «бизнесовый», а социальный в первую голову. Разработчики некоммерческого партнерства рассчитывали, что федеральное правительство, как обещало, создаст целевую программу поддержки кооперации, ассигнует деньги. Но Москва об этом напрочь забыла, а на региональном уровне последовали ее примеру. Мол, неперспективно…
Монина продолжил, собственно говоря, сам «мотор» некоммерческого партнерства – Александр Ковбас. Советник губернатора, председатель Межрегионального сельскохозяйственного обслуживающего кооператива «Народная кооперация».
А.Ковбас создал успешно работающие производственные, снабженческие и кредитные кооперативы. Ценнейший человек! И весьма авторитетный в области.
И это – достойная замена московским кабинетным либералам и отвратительным постсоветским чиновникам…
Кадры снова решают все. Не создав новую элиту по методу Ли Кван Ю, мы не выживем…

Tags: Максим Калашников, Партия дела
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments