СЕРГЕЙ КАПИЦА: ПРЕВРАЩЕНИЕ РУССКИХ В НАЦИЮ ДУРАКОВ

http://www.aif.ru/society/article/29249





Рабы Робски обколоты Коэльо

Фото: АиФ
«AиФ» решил разобраться, почему Россия, некогда самая читающая страна в мире, перестала читать и чем это грозит обществу

Автор:
AIF.RU

Статья из номера:
АИФ №37
от 09 сентября 09

Опубликовано:
09 сентября 09 (0:05)

Увеличить шрифт

Поколение, которое не прочтёт ни Чехова, ни Тургенева, ни Жюля Верна, вырастет жестоким и циничным

В начале лета Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл исследования, которые власти предержащие как-то не заметили. А напрасно. Их результаты таковы, что как минимум двум министерствам - культуры и образования - нужно жать на все «тревожные кнопки» и собирать экстренные заседания кабинета министров. Потому как, согласно опросам ВЦИОМ, 35% россиян НЕ ЧИТАЮТ КНИГ ВООБЩЕ! А ведь Россия, если верить речам президента и премьер-министра, взяла путь на инновационное развитие. Но о каких инновациях, научных прорывах, развитии нанотехнологий и т. п. может идти речь, если больше трети населения страны за год ни разу не взяли в руки книгу? Никакую, даже завалящий детектив! « АиФ» решил разобраться, почему Россия, некогда самая читающая страна в мире, перестала читать и чем это грозит обществу.

Сергей Капица: «Россию превращают в страну дураков»
Данные ВЦИОМ говорят о том, что мы наконец пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, - воспитали страну идиотов. Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то ещё лет через десять не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берёт в руки книгу. И мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет! Именно эти слова я произносил пять лет назад на заседании правительства. Время идёт, а процессы, которые ведут к деградации нации, никто даже не пытается понять и приостановить.

У нас происходит полный разрыв слов и дел. Все говорят об инновациях, но при этом не делается ничего, чтобы эти лозунги начали осуществляться. И объяснения «Я так много работаю. Когда же мне ещё и читать?» не могут служить извинением. Поверьте, наше поколение работало не меньше, но время для чтения при этом всегда находилось. А производительность труда в обществе несколько десятков лет назад была выше, чем сейчас. Сегодня же чуть ли не половина трудоспособной молодёжи работает в охранных организациях! Получается, что все эти молодые парни - тупые, ограниченные люди, способные лишь бить морду?

Куда впадает Волга?
Вы спрашиваете, зачем вообще человеку читать. Опять-таки приведу пример: организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек читает книги. Культура и разум - вот основное отличие человека от обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией - именно книга. Раньше, начиная ещё со времён Гомера, существовала устная традиция: люди сидели и слушали старцев, которые в художественной форме, через сказания и легенды прошедших эпох, передавали накопленные поколением опыт и знания. Потом возникло письмо, и вместе с ним - чтение. Традиция устного сказа угасла, а теперь угасает и традиция чтения. Возьмите как-нибудь и хотя бы ради любопытства перелистайте переписку великих. Эпистолярное наследие Дарвина, которое сейчас издаётся, - 15 тыс. писем. Переписка Льва Толстого тоже занимает не один том. А что останется после нынешнего поколения? Их эсэмэски будут издавать в назидание потомкам?

Я давно предлагал изменить критерии приёма в высшие учебные заведения. Не надо никаких экзаменов - пусть абитуриент напишет сочинение на пяти страницах, в котором объяснит, почему он хочет поступить на тот или иной факультет. Умение грамотно изложить свои мысли, суть проблемы демонстрирует интеллектуальный багаж человека, уровень его культуры, степень развития сознания. А ЕГЭ, который сегодня используют, не может дать объективной картины знаний школьника. Он построен лишь на знании или незнании фактов. Но факты далеко не всё! Впадает ли Волга в Каспийское море? Ответ на этот вопрос заслуживает не галочки в соответствующей клеточке, а отдельной серьёзной беседы. Потому что миллионы лет назад Волга впадала не в Каспийское, а в Азовское море, география Земли была другой. И вопрос из хрестоматийного превращается в интересную проблему. Чтобы решить её, как раз-то и требуется понимание, которого без чтения и образования добиться невозможно.

Чувства вместо умов
Вопрос потери интереса к чтению - это вопрос о том, что сейчас происходит с людьми. Мы упёрлись в очень сложный момент развития человечества в целом. Темпы развития техники сегодня очень высоки. А наша способность это всё осмыслить и разумно в этой технической и информационной среде жить от этих темпов отстаёт. Мир переживает сейчас очень глубокий кризис в сфере культуры. Так что ситуация в нашей стране довольно типична и для всего остального мира - в Америке и в Англии тоже мало читают. Да и такой крупной литературы, которая существовала в мире 30-40 лет назад, сегодня уже нет. Сейчас властителей умов вообще найти очень сложно. Возможно, потому, что никому не нужны умы - нужны ощущения.

Нам сегодня не к чтению нужно отношение менять, а коренным образом поменять отношение к культуре в целом. Министерство культуры должно стать важнейшим из всех министерств. А первоочередная задача - перестать подчинять культуру коммерции. Деньги есть не цель существования общества, а всего лишь средство достижения тех или иных целей. Вы можете иметь армию, солдаты которой будут доблестно сражаться, не требуя вознаграждения, потому что верят в идеалы государства. А можно иметь на службе наёмников, которые с равным удовольствием будут убивать и своих, и чужих за одни и те же деньги. Но это будут разные армии! И в науке прорывы делаются не за деньги, а для интереса. Такой вот кошачий интерес! И с крупным искусством то же самое. Шедевры за деньги не рождаются. Если же всё подчинять деньгам, то деньгами всё и останется, не превратятся они ни в шедевр, ни в открытие.

Чтобы дети вновь начали читать, в стране должна сложиться соответствующая культурная обстановка. А что сейчас определяет культуру? Когда-то тон задавала Церковь. Люди в выходной день шли в храм и вместо телевизора смотрели на фрески, иконы, витражи - на иллюстрацию жизни в образах. Великие мастера работали по заказу Церкви, большая традиция освещала всё это. Сегодня люди ходят в Церковь гораздо меньше, а обобщённую картину жизни даёт телевидение. Но никакой великой традиции, никакого искусства здесь нет. Ничего, кроме мордобоя и стрельбы, вы там не найдёте. Телевидение занимается разложением сознания людей. На мой взгляд, это преступная организация, подчинённая антиобщественным интересам. С экрана идёт лишь один призыв: «Обогащайтесь любыми способами - воровством, насилием, обманом!»

Вопрос развития культуры - это вопрос будущего страны. Государство не сможет существовать, если не будет опираться на культуру. И не сможет лишь деньгами или военной силой укрепить свои позиции в мире. Чем мы можем сегодня привлечь бывшие наши республики? Только культурой! В эпоху СССР они прекрасно существовали в рамках нашей культуры. Сравните уровень развития Афганистана и республик Средней Азии - разница огромная! А сейчас все эти страны выпали из нашего культурного пространства. И, на мой взгляд, важнейшая задача сейчас - вновь их в это пространство вернуть. Когда распалась Британская империя, важнейшими инструментами воссоздания целостности англоязычного мира стали культура и образование. Британцы открыли двери своих высших учебных заведений для выходцев из колоний. В первую очередь для тех, кто в дальнейшем мог бы стать управленцем этих новых стран. Я недавно разговаривал с эстонцами - они готовы учиться медицине в России. Но мы берём с них огромные деньги за учёбу. При том что возможность учиться в Америке или Англии они получают даром. И чем мы после этого сможем тех же эстонцев привлечь, чтобы взаимодействие с нами им стало важнее, чем взаимодействие с Западом? Во Франции существует министерство франкофонии, которое продвигает культурную политику Франции в мире. В Англии Британский совет считается неправительственной организацией, но на самом деле проводит чёткую политику по распространению английской культуры, а через неё - глобального английского влияния в мире. Так что вопросы культуры сегодня переплетаются с вопросами политики и национальной безопасности страны. Пренебрегать этим важнейшим элементом влияния нельзя. В современном мире всё в большей степени наука и искусство, а не ресурсы и производительные силы определяют могущество и будущее страны.

Языком цифр
Читаете ли вы книги

1996 г. (в %) 2009 г. (в %)
Никогда, очень редко 20 35
От случая к случаю 49 42
Практически ежедневно 30 22
Затрудняюсь ответить 1 1

По данным ВЦИОМ, в опросе приняли участие 1600 человек

Какие жанры вы чаще всего выбираете для чтения?
(% от тех, кто читает книги, возможны несколько вариантов ответа)

43% - Российские боевики, «милицейские» детективы и детективы-стилизации
26% - Фантастика и фэнтези
26% - Классические историко-приключенческие романы
25% - Русская и зарубежная классика
25% - Зарубежные детективы
25% - «Женский» детектив
16% - Современная русская и зарубежная литература
16% - Современные романы об истории России, исторические романы прежних лет
13% - Переводные романы
11% - Поэзия
По данным ВЦИОМ

Комментаий специалиста
«Попрыгунчики» разучились думать?

«Подростки сегодня стали меньше читать художественную литературу. Причин этому несколько. Во-первых, в школе учителя по-прежнему гонятся за высокими показателями скорости чтения. Но из-за этого у учеников плохо формируется сам навык чтения, его качество, - говорит Татьяна Филиппова, ведущий научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО. - В итоге ребёнок, прочитывая за минуту положенное число слов, не понимает сути прочитанного, не может пересказать текст. А когда человек чего-то делать не умеет, он и не хочет этого делать по своей воле. К нам в Центр диагностики развития детей и подростков порой приходят ученики 3-4-х классов, которые читают по слогам. Наивно ожидать, что эти дети своё свободное время будут проводить за книгой. Во-вторых, если 5-6 лет назад за компьютерами сидели в основном студенты и взрослые люди, то уже два года назад, как показывают наши исследования, у мониторов «зависали» ученики младших классов. Кроме того, сами родители не приучают ребёнка к книгам. Дошкольникам регулярно читают только 10% родителей, а школьникам - всего 0,2% пап и мам! Многие думают: раз научился читать хотя бы по слогам - читай дальше сам. Но это заблуждение. Задача родителей - сделать чтение потребностью, такой же насущной, как чистка зубов или умывание. Подбирайте ребёнку интересные книги, помогите ему в выборе, почитайте вслух, даже если ему уже 10-12 лет».

Не последнюю роль в том, что мы всё меньше и меньше читаем, по мнению специалистов, играет и телевидение. А конкретно - огромное количество телеканалов и… пульт дистанционного управления. Для тех, кто предпочитает смотреть телевизор, «прыгая» с канала на канал, на Западе даже придумали специальный термин - «заппинг». Всего таких «попрыгунчиков» набирается порядка 47% от смотрящих телевизор. При постоянном переключении с канала на канал картинка, воспринимаемая зрителем, оказывается составленной из отрывков программ, идущих параллельно по разным каналам. Зритель словно «монтирует» свою собственную передачу из кусочков разнородного видеоматериала. Добавьте к этому постоянные перерывы на рекламу, сериалы, в которых одна история оказывается порой «разрублена» на несколько сотен маленьких кусков и её можно начать смотреть чуть ли не с любого места.

«В итоге мы имеем следующее, - говорит Даниил Дондурей, социолог, главный редактор журнала «Искусство кино». - За последние пару лет наметилась тенденция: школьники теряют способность следить за сюжетом и поступками героев. Они практически потеряли навыки пересказа прочитанного текста - элементарного, не говорю уже о таких сложнейших вещах, как «Анна Каренина», к примеру. А с введением в стране цифрового телевидения (и, как следствие, увеличением количества каналов) подобные явления будут только нарастать».

Эти материалы подтверждают мои статьи об итогах нашего социального эксперимента. Русские стремительно становятся быдло-расеянами. И только культура футурополисов. создание Сверхновой России (СССР-2) может сломать тенденцию.
Максим Калашников

Какую, однако, вы паскудную газетёнку упомянули. Там испражняется на бумагу некий костиков, после прочтения опусов которого эту "аиф" в руки погано брать.
Народ превращается в быдло потому, что к нему относятся как к говну. Разница лишь в том, что говно убирают, а народ наш заменяют другими народами. Через двадцать лет: от русских останутся лишь одни наркоманы, проститутки и прочее быдло.
Давайте не будем себя НЛП
Нейролингвистическое программирование.
Давайте не говорить об этом как о неизбежном, это опасно.
Нужно примерно так: "Если мы не изменим текущий ход событий, то через двадцать лет от русских останется только быдло".
И сразу понятно от кого это зависит и что еще неизвестно как оно.. будет...
Кто-то или идиот или подлец
Картинка - пропагандистская. Автор этой картинки или идиот или подлец.
Если он идиот, то пьяный угар для него что-то вроде шутки, и доработав эту картинку, автор пойдет в этот же киоск и станет там "читать" до полусмерти (или смерти).
Если он подлец, то в его планах деморализовать людей, которые борются за трезвую жизнь, а значит споить Россию насмерть.

Настоящая, трезвая пропагандистская картинка должна выглядеть так: мертвый алкаш в луже с бутылкой - самая лучшая пропаганда за трезвость.
Здесь есть несколько направлений, которые также следует обдумать, например:
Феномен Ника Горькавого- он пишет фантастику в стиле Жюля Верна, рекомендую- кстати, мой племяш 12 лет читает вовсю.
Необходимость создания ТВ- канала. Кстати, в направлении просветительского ТВ работает СТС- его программа "Галео" и "Техно".
Среди современной фантастики, НФ единицы, Горькавый единственный за последнии несколько лет,среди русских писателей,кто написал настоящию научную фантастику. Большинство фантастических книг - тупой экшн с тупым мочиловом.
СЕРГЕЙ КАПИЦА: ПРЕВРАЩЕНИЕ РУССКИХ В НАЦИЮ ДУРАКОВ
С умными людьми - труднее. От них не знаешь чего ожидать. А Быдло легче пасти! И быдловизор -его невидимая привязь.
Первая часть статьи, мои мысли один в один. А реклама на тв порядком раздражает.
Максим, какой срок вы даете ну если все останется так как есть сейчас, а такая вероятность более чем велика, сколько Россия еще протянет без модернизации, а на самом деле Революции? Ваш прогноз?
я даю не более 2-4 лет, с предпочтением в 2,5 года. весна 2012 года.(март-апрель)
Re: почти оф-топ(почти жоп...)
А как Вы, думаете, почему процесс не интересен тем кто голосует за Сталина?
-----------------------------------------------------
Те,кто помнит имя Сталина и считает его великим человеком(а это большинство трудового народа в России),те в курсах про то,что идёт "процесс" в суде.

На заседании суда было мало российских журналистов,которые в своём большинстве негативно относятся к имени Сталина и его делам.

Формулируя вопрос так,как вы его изложили ,есть форменная гнустность
А может стоит оставить Сталина в покое. Он исторический персонаж не более того. И оценку ему можно дать только объективную. И по ней он бесспорно великий человек.
А что значит оставить в покое?Человек создавший за неполные 20 лет промышленность и идеологию которая победила ВСЮ Европу а после войны за пять лет возродил из пепла страну, опираясь только на внутренние ресурсы да на пленных немцев и придал ей такой импульс которго хватило еще на сорок лет, заслуживает самого пристального внимания.В последних произведениях его заслуги признал даже Солженицин,его ярый и бескомпромисный враг.Да,был культ, но была и личность.Вы только задумайтесь: человек ничем созидательны до революции не занимался,не представлял как действует экономика,практически без образования (2 года семинарии не в счет),при Ленине после революции то газетой заведовал,то воевал а после вообще был клерком в секритариате,умудрился после 25 года взять страну с сохой и менее чем через тридцать лет оставить ее с атомной бомбой.
СЕРГЕЙ КАПИЦА: ПРЕВРАЩЕНИЕ РУССКИХ В НАЦИЮ ДУРАКОВ
Заслуженный ученый поднял проблемы, которые действительно уже начинают тормозить общество. Однако точно так же эти же проблемы тормозят все другие социумы всех других стран.
Феномен "самой читающей страны мира" во многом объяснялся бедностью иных источников информации. 2,5 телеканала идентичных по содержанию, 1,5 радиостанции того же типа. И газеты, различающиеся лишь номинально целевой аудиторией (пионеры, комсомольцы, любители литераторов и т.п.).
Успех науч.-поп. журналов (например, "Науки и жизни") - из той же серии. А уж очереди на "макулатурные" издания (к коим в нагрузку навешивалии ПСС очередного генсека)...
Сейчас книги замещены кучей других источников информации, ритм жизни существенно убавил объемы свободного времени. Средний уровень издаваемой литературы просел, ведь рынок вырос, а число талантливых писателей - нет. Но загляните в метро, в пригородную электричку - до 50% пассажиров читают. Читают газету, бум. книгу или наладонник.
Беда в том, что издать лженаучную муру значительно проще, чем серьезное издание (чистая экономика). Хорошему автору нужен хороший гонорар. Попытка госдотирования книгоиздания неизбежно приведет к разворовыванию средств и отжиму от дотаций конкурентов.
Re: Очень печально это все...
Нам бы нужны не энергосберегающие технологии, а энергодарящие :)
Пускай Европа заниматеся энергосбережением, а мы будем заниматься новой энергетикой. Основная задача - получить даровую энергию, доступную каждому гражданину.

Вы слишком общо рассуждаете: "...дать стране новый материал для дешевого энергоэффективного строительства, сделать страну комфортной для жизни..."
Лучше дайте свой материал не стране, а людям, например мне можете дать свой новый материал. Думаю и другие найдутся, кто захочет приобрести.
Или он у вас только на бумаге, а в реальности нужны инвестиции для создания технологии?

Навеяло
Поколение, которое не прочтёт ни Чехова, ни Тургенева, ни Жюля Верна, вырастет жестоким и циничным
***********************************************************

Кто не успел, тот опоздал - мертва Романтика, ребята!
Закрыты ставки навсегда конкистадоров и пиратов.
Нам не осталось диких рек, или на картах белых пятен,
И душит нас туризма век в своих коммерческих объятьях.

Вершины поздно покорять - они за деньги отдаются.
Везде бордюрчики стоят, где можно было подскользнуться.
А риска в мире больше нет - ваш гид вам врет или блефует:
Последний страшный людоед давно открытками торгует.

Акулы все приручены, сидят все змеи на окладе,
Ко всем опасностям лесным открыт проезд по автостраде.
Вулкана кратер можно снять, и не выплевывая соски,
Но надо очередь занять, чтобы билет купить в киоске.

Детишкам вашим не читать смешного старого Жюль Верна:
Карнеги или Word 5.5 для них полезнее, наверно.
Без приключений тихо жить придется им в столетьи новом,
И йогурт сладкий побежит у них по жилам вместо крови.

http://dinets.travel.ru/colibri7.htm
Капица непосредственно приложил руку к тому, что тепер
Капица сам немало сделал для того, что бы нашу молодёжь ожидало сегодняшнее настоящее.
Re: Капица непосредственно приложил руку к тому, что теп
глупости не говорите, а то заголовок поста будет относится к вам напрямую
Россия точно превращается в страну дураков...
Кто-нибудь заметил, что статья к С.П.Капице не имеет отношения? Что он не автор сих вирш? И, что теперь с "легкой руки" желтушной газеты АиФ выводы сделанные в статье будут приписывать Капице?