m_kalashnikov (m_kalashnikov) wrote,
m_kalashnikov
m_kalashnikov

Category:

Олег Бахтияров. Какангелие от Эпштейна

Какангелие от Эпштейна

В «Новой назете» от 5.12.2014. появилась статья М.Эпштейна «От совка к бобку». Она интересна не очередной констатацией «последнего вздоха отходящего исторического организма», а предельным выявлением представления о России как манифестации Мирового Зла. Я не переоцениваю роль личности Эпштейна в мировой истории, но надо оценить его текст: культуролог из Великобритании (хотя и выходец из России) Эпштейн довел антироссийскую установку до совершенства.

Три основания для отрицательной канонизации России: неподчинение установленному мировому порядку; «глупая воля»; панфобия. Мифический «Мировой Порядок» идеализирован, а все, что несоответствует ему есть дерзновение и грех: Россия «дерзнула бросить вызов всему миру и «выломиться» из системы международного права». Основание для этого – ничем и никем не регулируемое своеволие. Вот как он характеризует Россию: «всего лишь упрямая воля к власти: жить не как все, отбросить к черту диктатуру здравого смысла и экономическую целесообразность и поставить на их место диктатуру своеволия».
И, наконец, главное изобретение Эпштейна, которым питается «русское своеволие» – панфобия: «...Есть в мире нечто более опасное, чем даже фашизм или коммунизм. Эта идеология относится к фашизму, примерно как ядерное оружие к обычному. Речь идет о панфобии — тотальной ненависти: не к иным классам, нациям или расам, а к миру как таковому». Почти канонический текст – Какангелие, Весть Злобы.


***

Если отбросить оценочно-дискредитирующие словечки, то мы получим следующий текст: упрямая воля к самостоятельной жизни, отказ следовать по пути безоговорочного признания в качестве рациональных и целесообразных начал достаточно причудливых (и уже поставленных под сомнение интеллектуальной элитой того же Запада) «мироустроительных» правил и решимость вместо покорного принятия западных норм следовать по собственному пути, есть тягчайшее преступление перед тем миром, к которому себя относит Эпштейн. Вселенная ведь состоит только из эпштейн-мира, а остальные миры (и такие букашки как Китай, Иран и та же Россия) – всего лишь досадное и незначительное искажение.
Наличествует ли в Мире самостоятельное начало Добра, или нет, не имеет никакого значения – есть Зло. И Зло (в виде России) вот-вот погибнет. Короче говоря, всему (тут Эпштейн стесняется использовать, сами знаете какой не вполне нормативный термин) – «бобок». Думаю, что в словарь антирусской лексики этот термин войдет наряду с панфобией. Вот такое Какангелие. Для меня все-таки остается загадкой - это прием информационно-психологической войны (ИПВ) или искреннее убеждение Эпштейна? Казалось бы, выйди за пределы узкого антирусского гетто и увидишь нечто прямо противоположное. Панфобия? Да скорее панфилия. Русские любят этот красивый мир - это внутреннее качество, не зависящее от положения русского в социальной системе. Другое дело, что мир несовершенен и за ним просвечивает идеальный Мир «там». Поэтому, он - Мир «по сю сторону» - не то чтобы отрицается, а ставится под сомнение его единственность и абсолютность. В этом разгадка русского самоотрицания - в соотнесении наличного бытия и идеального. Это, обычно, и используется – нам приписывается вал нелепых характеристик не то, чтобы поражающих, но просто веселящих своим расхождением с реальностью.
Ксенофобия? Русские, скорее повинны в излишней ксенофилии, стремлении найти что-то хорошее «у них», преувеличить это хорошее. «Тысячелетняя раба»? Это даже не от незнания истории, а от вытеснения той реальной исторической линии, которая редставляет собой череду восстаний, мятежей и военных переворотов. Ничего себе рабы, устроившие Смутное время, Раскол, стрелецкий и казачьи бунты, перевороты, приведшие к власти Елизавету, Екатерину Великую, Александра Первого. Коллективизм? Советую сравнить с Германией. Крепостное право? В Википедии помотрите, когда оно было окончательно отменено в «истинно свободных» европейских государствах. Ну да, в России - на целых лет 8 лет позже, чем в Чехии и многих германских княжествах. Как там, кстати, насчет рабства в США? Когда отменили? Не на четыре-ли года позже, чем крепостное право в России? Совок? Не усилиями ли москвичей был свергнут коммунистический режим в 1991 году? А когда стало ясно, к чему этот переворот привел, не в Москве ли случился в 1993 году свой собственный Майдан со своими Небесными Сотнями? Не на двадцать ли лет раньше, чем «победоносная Революция Достоинства» в Киеве, отдавшая безропотно власть в руки тех же олигархов, что и раньше? Да еще и с восстановлением бессмысленной шизархии «Президент – премьер-министр»? Примеры и события подбираются эпштейн-авторами под концепцию, а концепция ныне провоглашена: Россия в тысячи раз страшнее фашизма и коммунизма вместе взятых.

***
Я бы не обратил внимания на эту статью, но к этой уникальной агрессии смыслов, точнее антисмыслов, присоединились мои украинские друзья (не знаю, считают ли они меня своим другом, но я полагаю, что политические и стилистические разногласия - не повод для битья посуды), забывая, что настанет час, и она, агрессия антисмыслов обратится против них, если они задумают провозгласить собственный проект, отличный от «мирового порядка».
Сергей Дацюк написал: «Сегодня Россия, противопоставив себя всему человечеству порождает мощную мировую силу, которая вынуждена будет ее разрушить». Что же это за доктрина, которая ослепляет даже Сергея Дацюка, мешая ему увидеть, что помимо Запада никто, собственно, к формированию этой «мощной мировой силы» и не присоеднился. Китай? Иран? Бразилия? И достаточна ли мощь Запада (которого в скором времени ожидают судороги смены расово-культурной доминанты) чтобы претендовать на роль этой самой силы? Разрушить Россию прямой агрессией не получится. Агрессией смыслов? Предъявите эти смыслы. Нет этих смыслов (ну не «толерантность» же) на вооружении, а те, которые обнаруживаются в интеллектуальных оазисах, либо сами пребывают на положении оттесненных или гонимых, или прямо солидаризуются с позицией России. Позитивными смыслами Россию не разрушить, значит, нужны негативные – мрачные сказки о Мировом Зле, Какангелие от Эпштейна.

***
Я всегда ценил, ценю и буду ценить Сергея Дацюка как одного из ведущих мыслителей современности, при всем том, что он заявляет себя как враг моей страны. Да, как украинский патриот он избрал роль бойца информационно-психологического фронта. Мужчины – существа военнообязанные и должны становиться в строй, когда их Родина воюет. Но ИПВ включает в себя неизбежные искажения и ложь (иначе это не война, а аналитика). А ложь, искажения и эмоционально-пропагандистские оценки противопоказаны интеллектуалам. Явившись на театр военных (информационно-пропагандистских) действий интеллектуал покидает поле размышлений и скатывается до ничем не подкрепленных лозунгов. Это даже не опасно – это печально. Вместо ядерного оружия смыслов, он использует заржавленную винтовку лозунгов.
Но потом... потом появляется статья Ольги Михайловой (http://hvylya.net/analytics/society/russkiy-mir-kak-tsivilizatsiya-voli.html), которая сначала странным образом отождествляет волю, т.е., ничем не обусловленную смысло- и целепорождающую активность и то, что Эпштейн назвал «глупой волей», т.е. патологическое своеволие. Свободная воля, хочу напомнить Ольге, это высший для нас дар, высшая ценность, которую мы можем пробудить в себе. Связывать ее с глупым своеволием даже как-то неприлично. Своеволие – подчиненность сиюминутным страстям, нечто противоположное ясности и прозрачности творящей воли.
Что же затронул Эпштейн у Ольги Михайловой, какую струнку? Только ли реакцией на проблески обретения Россией субъектности является его текст? Не уловил ли он что-то существенное, то, что в его мозгу отразилась как «глупая воля» и почему Ольга Михайлова отождествила эту «глупую волю» с волей как таковой? Надеюсь, не потому, что Эпштейн уловил и отверг проблеск этого будущего волюнтаристского мира, который придет на смену нынешнему порядку, если народам белой христианской цивилизации предстоит уцелеть и сказать новое слово Миру. Автоматика социально-политических процессов хороша до тех пор, пока она поддерживается исходной энергией цивилизационного организма, но когда «...в твоей груди уже давно все пусто, все сгорело», тогда «только воля говорит – Иди!» Цивилизация воли – это пока еще не реальность. Это проект, альтернативы которому не видно. Мы включены в очень плохие процессы и нам нужно найти позицию НАД этими процессами, чтобы преодолеть их и взять свою судьбу в свои собственные руки. Не на эту ли возможность преодоления неибежного агрессивно нацелилось Какангелие от Эпштейна? Россия ли его мишень или все же воля?
Какангелие, построенное на лжи, приклеивает ярлыки отнюдь не настоящему положению дел, а тому волевому и динамичному государству, каким России еще только предстоит стать. Это агрессия, направленная на будущее, футурофобия. Если Россия не перейдет к творческому и волевому существованию, то все закончится плохо. И Украина, если не пропитается волюнтаристским духом, тоже будет обречена на растворение то ли в Европейском Халифате, то ли в сетевой империи неизвестной нам природы, в которой легко забывается, кто что сделал на этой Земле. Неужели ради этого растворения была пролита кровь тысяч людей в течение всего 2014 года?
Украина беременна свои проектом. Все, что рождается, рождается в противопоставлении чему-то. Так случилось, что Украина противопоставляет себя России. Перед Россией и Украиной стоят разные задачи. Для России – справиться с вызовом смерти, столь четко отраженным в Какангелии, и сохранить имперский дух, для Украины – преодолеть соблазн пойти в ученичество дряхлеющему культурно-политическому организму Европы. Лучше выстраивать противопоставления конструктивно. Не стоит противопоставлять Украину волюнтаристской установке, тем более, что в конструктивистском подходе (который Сергей Дацюк видит основой украинского проекта) волюнтаристский аспект неизбежно присутствует. Не надо плевать в волюнтаристский колодец, из которого еще предстоит пить конструктивизму. Вылетит – не поймаешь...

Tags: Олег Бахтияров, Украина, новая холодная война, письма Максиму Калашникову, русофобия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Recent Posts from This Journal