В Институте общей физики им. Прохорова совершен технологический прорыв. Российские ученые под руководством Георгия Шафеева изобрели методику, которая позволяет сократить период полураспада радиоактивного цезия с 30 лет до часа! Более того: радиоактивные отходы после облучения в специальной лазерной установке можно будет использовать в качестве удобрений.
Эксперименты по превращению радиоактивных отходов в удобрения проводились в лаборатории макрокинетики неравновесных процессов. Суть опытов – лазерное ускорение радиоактивных распадов. При этом лазер не инициирует ядерные реакции, а только ускоряет природный процесс распада ядер радиоактивного вещества.
По словам Шафеева, идея эксперимента родилась в стенах Института общей физики им. Прохорова более шести лет назад. Ученый отмечает:
«Вот уже несколько лет мы исследуем лазерное инициирование некоторых ядерных процессов на наночастицах в растворах радиоактивных солей. И мы обнаружили, что нуклиды, которые входят в состав этого раствора, начинают очень быстро распадаться под воздействием лазера. Например, этому подвержен цезий-137, который всем знаком по трагедии в Фукусиме».
Период полураспада радиоактивного изотопа цезия составляет около 30 лет. Использование лазерного воздействия позволяет сократить это время до одного часа – почти в 9 000 раз!
Ученый не скрывает, что к представленным институтом результатам мировое научное сообщество относится с изрядной долей скептицизма. Авторы исследования и сами пока не до конца понимают, почему и как это происходит, что именно обеспечивает столь сильное ускорение распада радиоактивных элементов. В частности, исследователи работали с ураном-235, ураном-238 и их продуктами, зафиксировав результаты опытов на достойном измерительном уровне, который существенно превышает точность измерений. Так что экспериментальной ошибки здесь быть не может, хотя зарубежные ученые утверждают, что именно она и является единственным объяснением впечатляющего научного прорыва.
Полный текст –
https://hi-tech.mail.ru/news/nuclear-waste-fertilizer.html
Максим Калашников: Шафеев явно нервничает – его могут затравить как «лжеученого». Научная-то инквизиция есть! Но мы, судя по всему, имеем дело с разрушением старых теорий неопровержимыми опытами, практикой. Поэтому я чихать хочу в иных случаях на «признанных экспертов». И буду всегда уважать научную храбрость Виктора Петрика. А то, что открыли в ИОФе – это ключ к решению проблемы ядерных отходов ядерной энергетики, нынешней и грядущей! Удобрения – это для красного словца. А вот решение проблемы долгоживущих отходов АЭС – это прорыв…