m_kalashnikov (m_kalashnikov) wrote,
m_kalashnikov
m_kalashnikov

Categories:

ПАМЯТИ ГЕОРГИЯ ЮНГВАЛЬД-ХИЛЬКЕВИЧА

Максим Калашников
ПАМЯТИ ГЕОРГИЯ ЮНГВАЛЬД-ХИЛЬКЕВИЧА

Сегодня узнал о смерти режиссера фильмов моего детства и юности – Георгия Юнгвальд-Хилькевича.
Как-то защемило сердце. Георгия Эмильевича я видел всего раз в жизни – 1 января 1983 года. В то утро после Нового года мы с батей зашли к нему домой – он жил в знаменитой шестнадцатиэтажке на Французском бульваре. В Одессе, конечно. Тогда частыми гостями нашей семьи были писатель Сергей Абрамов с женой, Терезой Дуровой, и они познакомили нас с Георгием Эмильевичем.
Я как-то не очень любил тот фильм, который считается его самым знаменитым – про трех мушкетеров. Но меня сразу поразило обаяние этого человека. Помню, как он пожал мне руку и шутливо сказал:
- Ух, и здоров же ты! И брови черные. Я бы тебя на роль кузнецы Вакулы попробовал…
Черт возьми, приятно было. Помню, сколько у него было книг и интересных художественных альбомов. Я листал их – а Хилькевич с жаром рассказывал отцу последние сплетни о том, как новый генсек Андропов позвонил телевизионному начальству и сказал, что Новогодний «Голубой огонек» в ночь с 1982 на 1983 год был развлекательным, чтобы поменьше там было передовиков производства, что народ отдыха хочет.
Как-то это врезалось в мою память. Знать бы тогда, что это – пролог к концу моей страны. Нет, я не против развлечений, но когда год из года видишь одну и ту же попсовую шваль на экране, а страна деградирует…
Но это будет потом. А 1 января 1983 года мы смеялись и шутили. Георгий Эмильевич снял со стены тяжелую шпагу с фигурной гардой. Ту самую, с которой Боярский снимался, играя молодого гасконца. Я взвесил ее в руке. Тяжела!
- Что, увесистая? – засмеялся режиссер. – У Миши Боярского мышцы просто стальные, но и у него рука от фехтования под конец съемок дрожала…

***

Чего-то вспомнилось все это сейчас, когда Юнгвальд-Хилькевич ушел. Жаль. Уходят те из СССР, которые дарили нам радость. У Хилькевича фильмы были либо очень успешные, либо очень провальные, неудачные. Как «Последняя гастроль» с Высоцким. Нельзя было мешать фильм-варьете с революционным сюжетом. А вот фильмы-мюзиклы, фильмы-варьете у него получались. Я, как рокер-металлист, никогда не переносил Пугачеву, но Юнгвальд-Хилькевич ее увековечил в своих кино. Кое-какие кадры их них просто поражают сейчас.
http://www.youtube.com/watch?v=mNh0LXKAc2g


С 01.44 по 01.52 – будущее нынешнего кремлевского пиара и пропаганды, гениально провиденное Юнгвальд-Хилькевичем в 1984 году (песня из кино «Сезон чудес»).
Ну, а в любом фильме сам режиссер мелькал в маленьких эпизодических ролях – это его визитная карточка. В «Трех мушкетерах» он – капитан судна, на котором д*Артаньян переправляется через Ла-Манш.

***


Мне же всегда нравился его «Внимание, цунами!» - 1969 года.
http://www.youtube.com/watch?v=tPw1CrVUHII

Господи, как мне было жаль тех двоих, что погибают в самом конце, тонут в море, когда их относит от резиновой лодки… А сам фильм – песнь героическим морякам ВМФ СССР…

***

Ну, а напоследок – самый любимый кусочек из кино моей юности. Мне тогда было неполных 20 лет…
«Спит придорожная трава», 1986 – из кино «Выше Радуги»
http://www.youtube.com/watch?v=Fd73xGOD-VU

Пусть она проводит душу режиссера. Для меня он останется одним из символов моего Солнечного города - Одессы. Не украинской, а имперской. Спасибо за добрые фильмы, Георгий Эмильевич. Сейчас мне столько же лет, как и вам тогда, зимой 1983-го. И понимаю я намного больше…

Tags: Максим Калашников, Юнгвальд-Хилькевич
Subscribe

  • Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments