m_kalashnikov (m_kalashnikov) wrote,
m_kalashnikov
m_kalashnikov

Categories:

ДОКЛАД ИНСТИТУТА США И КАНАДЫ ОБ ИННОВАТИКЕ В США (отрывки)

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ И КАНАДЫ

ПРИОРИТЕТЫ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ США
В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА


Государство в США уже более полувека выступает активным субъектом научно-технологической политики. Доля финансирования из федерального бюджета в общих расходах на научные исследования и разработки составляет в Соединенных Штатах около 28% (2008 г.), но роль государства выходит далеко за пределы прямого финансирова¬ния НИОКР и заключается также в определении наиболее перспектив¬ных и важных направлений исследований, в разработке стратегии технологического развития страны, в совершенствовании механизмов защиты прав интеллектуальной собственности, наконец, в создании предпосылок для развития частной инициативы и взаимодействия всех субъектов научно-технологического партнерства в условиях ужесточе¬ния глобальной конкуренции.


США продолжают лидировать по затратам на сферу НИОКР: к
2008 г. на долю этой страны приходилось 31,4% общемировых расхо¬
дов. Далее следовали Китай (15,6%), Япония (12,8%), Германия,
Франция, Индия, Великобритания, Южная Корея2. Однако сохранение
мирового лидерства США сопровождается ускорением наращивания
научно-технологической мощи азиатских конкурентов - в первую оче¬
редь Китая, где научной деятельностью занято 38,5 млн. человек (пер¬
вое место в мире), Японии, Южной Кореи, других стран. По
расходам на исследования и разработки относительно ВВП во второй
половине первой декады США (2,6%) уступали Японии (около 3,4%) и
Южной Корее (3%).


В текущем десятилетии федеральные расходы на научные иссле-дования и разработки возросли в 1,8 раза (2001-2008 гг.), нарушив устойчивую долговременную тенденцию к падению доли бюджетных средств в финансировании исследований. Рост государственных ассиг-нований был крайне неоднороден, что привело к усилению неравно-
2 Global R&D Report 2008.
5




А.Н. Белинский, СВ. Ем ел ъянов, Л.Ф. Лебедева
мерности распределения бюджетных средств в пользу оборонных НИОКР, космических исследований и здравоохранения (на эти сферы, по оценке на 2008 г., приходится в совокупности 88%) с нарастающим отрывом оборонных исследований (60%) как ключевого приоритета текущего десятилетия.
Кризис 2008-2009 гг. потребовал пересмотра бюджетных при-оритетов, модернизации политических установок и инструментов их реализации. План экономического восстановления - своего рода «но¬вый курс» Б. Обамы - наряду с мерами, рассчитанными непосредст¬венно на преодоление кризиса, стабилизацию финансовых потоков и рост потребительского спроса, содержит раздел о выделении дополни¬тельных средств на развитие науки и высшей школы. Предполагается, что они будут направлены не только на закупку нового оборудования, на его обслуживание и другие текущие потребности, но и на развитие научных исследований. Кроме того, планируются дополнительные ас¬сигнования на модернизацию колледжей и университетов.
Около трети дополнительных ассигнований на научные исследо¬вания и разработки предназначается Национальному научному фонду (NSF), осуществляющему финансирование гражданских проектов в сфере фундаментальных научных и научно-технических исследований, на создание рабочих мест, строительство новых зданий, на приобрете¬ние оборудования для научно-исследовательских работ, ремонт поме¬щений, на улучшение преподавания математических, естественнона¬учных и инженерных дисциплин. Национальным институтам здраво¬охранения в рамках стимулирования экономики предназначено при¬мерно 35% общей суммы - преимущественно для привлечения высо¬коквалифицированных специалистов в области исследований наиболее опасных современных патологий (связанных с нейродегенеративными, онкологическими, сердечно-сосудистыми и некоторыми другими забо¬леваниями), а также для ремонта и модернизации научных центров, входящих в систему национальных институтов здравоохранения. До¬полнительное финансирование предусмотрено и научным центрам, ко¬торые проводят исследования в области ядерной физики, термоядерно¬го синтеза и физики высоких энергий. Особо выделено финансирова¬ние многообещающих, но рискованных проектов, нацеленных на по¬иск новых источников энергии, повышение безопасности и увеличение эффективности энергетических систем.
Таким образом, несмотря на крайне сложную текущую экономи-ческую ситуацию, расходы на научные исследования и разработки ос-таются в центре внимания правящих кругов США. Всеобъемлющий план новой администрации, одобренный Конгрессом и подписанный президентом в феврале 2009 г., наряду с традиционными антикризис¬ными мерами по расширению поддержки безработных, созданию рабо¬чих мест, содержит долгосрочную составляющую повышения научно-технологического потенциала страны.



За время президентства Дж. Буша-мл. (2001-2008 гг.), провоз-гласившего необходимость технологического «перевооружения», феде-ральные расходы на научные исследования и разработки возросли поч¬ти в 2 раза, что нарушило устойчивую долговременную тенденцию к падению доли бюджетных средств в финансировании исследований. Неравномерность роста государственных ассигнований привела к пере-распределению бюджетных средств в пользу оборонных НИОКР, кос-мических исследований и здравоохранения, на которые, по оценке на 2008 г., приходится в совокупности около 90% всех расходов государ¬ства на НИОКР.

Перераспределение государственных ассигнований происходит в условиях обострения глобальной конкуренции. Активная роль госу¬дарства в инновационной сфере обусловлена критически важным зна¬чением новых технологий для поддержания национальной безопасно¬сти и конкурентоспособности страны на мировой арене. Современное состояние социально-экономического развития США характеризуется включением научно-технической и инновационной составляющей практически во все формы экономических отношений.
Перспективы научно-технологического развития страны находи¬лись в центре внимания правящих кругов США и в прошлом столе¬тии, что нашло выражение в разработке и постоянной корректировке целей, задач, направлений и масштабов научно-технологической дея¬тельности, в содействии использованию потенциала науки и технологий в целях укрепления национальной безопасности, развития экономики, усиления позиций на мировом рынке, а также в осуществлении научно-технологической деятельности для обеспечения внутренних потребно¬стей страны при одновременном содействии реализации внешнеэконо¬мических интересов.
Одна из особенностей государственной политики США в сфере НИОКР - устойчивое нарастание предпочтения косвенных методов воздействия на укрепление научно-технологического потенциала стра¬ны. Доля прямого финансирования в течение последних трех десяти¬летий прошлого столетия снизилась с 57% в 1970 г. до 24,8% в 2000 г.3 Рассмотрение динамики финансирования НИОКР в текущем десятилетии показывает нарушение этой долговременной тенденции: доля федерального финансирования в течение первого срока админист-
3 Statistical Abstract of the U.S. Wash., 2008.
7




А.Н. Белинский, СВ. Емельянов, Л.Ф. Лебедева
рации Дж. Буша-мл. резко возросла - до 30% в 2004 г., а в течение второго срока стабилизировалась на уровне 28-29%.

Промышленные компании в основном финансируют прикладные исследования, а в том, что касается фундаментальных разработок, то тенденция прямо противоположная: частные компании финансируют только 16% таких исследований, тогда как федеральное правительст¬во - более 60%. Соответственно, промышленность (в качестве испол¬нителя) берет на себя выполнение более 70% всех НИОКР; федераль¬ное правительство, через подчиненные ему организации, - 7% (т.е., вдвое меньше, чем университеты и колледжи).
Преобладающая часть НИОКР США, выполненных за счет феде-рального бюджета, относится к ведению Министерства обороны. Их доля в общем федеральном финансировании НИОКР достигает уровня

8


1. Финансирование НИОКР...
примерно 60%4. Если принимать в расчет инфляционные показатели, то расходы федерального бюджета на оборонные исследования и разра¬ботки в последние годы также демонстрируют опережающий рост по сравнению с исследованиями и разработками невоенного назначения.
Важными направлениями бюджетного финансирования в США были и продолжают оставаться исследования в области здравоохране¬ния и космоса. Их доля в общих научно-исследовательских расходах достаточно стабильна и составляет примерно 20 и 7%, соответственно.
Государство отдает приоритет проектам, находящимся «на сты¬ке» различных областей науки и не гарантирующим быстрой коммер¬ческой отдачи, но многообещающим с точки зрения долговременной перспективы.


К основным ведомствам, осуществляющим деятельность в сфере НИОКР, относятся прежде всего Министерство обороны, Министерство энергетики, НАСА, ННФ, Министерство транспорта, Министерство сельского хозяйства, Министерство торговли, Министерство внутрен¬них дел, Министерство здравоохранения и социального развития, включая национальные институты здравоохранения, Министерство строительства и городского развития, Администрация по делам малого бизнеса, Министерство финансов, Государственный департамент США. На них приходится до 97% средств федерального бюджета, выделяе¬мых на НИОКР.
Средства федерального бюджета распределяются на конкурсной основе через систему федеральных контрактов и грантов, присуждае¬мых главным образом частным промышленным корпорациям и иным организациям негосударственной формы собственности, а также феде¬ральным лабораториям и исследовательским центрам. Большую часть прикладных работ по федеральным контрактам выполняют промыш¬ленные компании.


Около половины всех фундаментальных исследований США вы¬полняют американские университеты, причем основная их часть фи¬нансируется федеральным правительством. Как отмечают В.А. Федо¬рович и А.П. Патрон, широкое использование федеральных контрак¬тов и грантов - ключевой аспект научно-технологической системы США, существенный фактор ее силы и жизнеспособности, делающий ее более гибкой по сравнению со многими научно-технологическими системами других стран, в которых в основном задействованы государ¬ственные лаборатории и институты5.
В соответствии с избранными приоритетами инновационного развития, в начале XXI века наряду с нарастающими объемами фи¬нансирования в качестве ключевого направления государственной по¬литики США определено содействие корпоративным НИОКР на долго¬срочной основе. Поддержка государством исследований и разработок, обеспечивающих конкурентоспособные позиции в важнейших областях экономики, должна способствовать увеличению возможностей корпо¬ративного сектора проводить эффективные научные исследования и опытно-конструкторские разработки. В сфере возрастающего внимания государства - формирование и активизация деятельности научно-ис-следовательских институтов для расширения инновационной сферы.


Если в 50-60-е годы прошлого столетия финансирование иссле¬дований и разработок относительно ВВП в США нарастало, то, после некоторых колебаний в 80-е годы, начиная с 1990-х годов наметилась тенденция к снижению этого показателя. Однако с 2001 г., когда
Федорович В.А., Патрон А.П. США: государство и экономика, М., 2008. 10

1. Финансирование НИОКР...
пришедшая к власти республиканская администрация (Дж. Буша-мл.) провозгласила необходимость «нового перевооружения», требующего новых технологий, прежде всего - военных, наблюдалось плавное по-вышение роли государства в финансировании НИОКР.
В 2009 фин. г. в рамках реализации стратегии национальной конкурентоспособности предполагалось выделить 12,2 млрд. долл., что соответствовало бы приросту на 1,6 млрд. долл. (15%) по сравнению с 2008 фин. г. (когда было выделено 10,6 млрд. долл.). Таким образом, планировалось компенсировать недостаток финансирования в течение предшествующих двух лет в рамках заявленного по этой программе "удвоения за десятилетие". Однако в ближайшие годы финансирова¬ние может быть снова урезано относительно планировавшегося на де¬сятилетний период.


ВНИМАНИЕ - ДАРПА!

Основным институтом Б системе Министерства обороны США, отвечающим за финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых технологически ориентированны¬ми компаниями для нужд оборонной промышленности, выступает Агентство передовых оборонных исследовательских проектов. В страте¬гическом плане Агентства, разработанном в 2003 г. и рассчитанном до конца десятилетия, основной задачей этой организации определялось
11

А.Н. Белинский, СВ. Емельянов, Л.Ф. Лебедева
«...поддержание технологического превосходства США в военной обла¬сти, предотвращение появления неожиданных технологических угроз для национальной безопасности путем оказания финансовой поддерж¬ки революционным и высокорентабельным исследованиям, сокращаю¬щим разрыв между фундаментальными открытиями и их военным ис-пользованием». К числу главных направлений деятельности Агентства по финансированию исследовательских и инженерно-конструкторских проектов относятся проекты, систематизированные в табл. 3.
Для выполнения поставленных целей в рамках стратегических направлений своей деятельности Агентство привлекает к работе экс¬перта и руководителя проекта, разрабатывает систему поощрения этих специалистов, предоставляет им максимально возможную свободу дей-ствий6. При этом на финансирование шести обозначенных стратегиче¬ских направлений Агентство предполагало направлять до 90% своего бюджета в период 2002-2009 гг., а 10% - на инвестиции в фундамен¬тальные исследования и реализацию межведомственной программы Инновационных исследований малого бизнеса.
Бюджет Агентства передовых оборонных исследовательских про-ектов в 2009 фин. г. планировался администрацией президента Дж. Буша на уровне 3285 млн. долл.8 (для сравнения: в 2008 фин. г. планировался на уровне 2959 млн. долл.; в 2003 г. - 2685 млн. долл., в 2001-м - 1976 млн. долларов).


Направления и цели деятельности Агентства
передовых оборонных исследовательских проектов

Стратегическое направление Оперативная цель
Антитеррор Защита наиболее важных оперативных баз (территория США, войска за рубежом, союзники и друзья), уничтожение хими-ческого, биологического, радиологическо¬го, ядерного и взрывчатого оружия боль¬шой мощности, а также средств их дос¬тавки
Надежные, самонастраивающиеся сети Разработка информационных систем, спо-собных противостоять нападению и обес-печивать эффективный информационный обмен
Сетевые системы, управляемые при и без участия человека. Биореволюция Защита и поддержка вооруженных сил США, находящихся в удаленных и труд-нодоступных с воздуха условиях, предот-вращение угроз воздушных и биологиче¬ских нападений
Обнаружение, идентификация, отслеживание и уничтожение неопределенных поверхностных объектов. Выявление подземных сооружений. Биореволюция Обнаружение любого укрывшегося про-тивника путем проведения постоянного наблюдения, контроля и быстрого реаги-рования с нанесением высокоточных ком-бинированных ударов с воздуха и земли по наиболее важным мобильным и непод-вижным целям на максимальной дально¬сти и при любых погодных и климатиче¬ских условиях
Использование космоса Улучшение характеристик космических систем и поддерживающей инфраструк-туры
Надежные, самонастраиваю¬щиеся сети. Интеллектуальные компьютеры Использование информационных техноло¬гий и инновационных концепций для разработки интероперабельной совмести¬мой архитектуры C4ISR8, которая вклю¬чает в себя индивидуально настраиваемое целостное оперативное изображение


Политика приоритетного инновационного финансирования, осу-ществляемая США, имеет форму широкого партнерства между феде-ральным правительством, корпоративным и академическим секторами в сфере развития науки и технологий, а также формирования техноло¬гической инфраструктуры. Эта политика нацелена на стимулирование перспективных, но высокорисковых технологий, устранение разоб¬щенности между военной и гражданской индустриальными базами для расширения доступа к широкому кругу технологий, обеспечивающих национальную безопасность, мощный прорыв в автомобилестроении и топливной инженерии, безопасность окружающей среды.
Такая политика, стимулирующая разработку и внедрение «двой¬ных технологий», являясь частью государственной программы техно¬логической безопасности США, способствует сближению гражданской
13

А.Н. Белинский, СВ. Ем ел ьянов, Л.Ф. Лебедева
и военной промышленности, устраняя организационные и технологи¬ческие барьеры между ними. В США пришли к выводу, что необходи¬мо не только финансировать НИОКР военного назначения, но и поощ¬рять спрос на них со стороны корпоративного сектора. Необходимо за¬интересовать крупные финансово-промышленные группы, выходящие на массовые рынки гражданской продукции, во встречных инвестици¬ях в технологии, первоначально создаваемые оборонной промышлен¬ностью для военных целей, но имеющие потенциал коммерческого ис¬пользования.
Tags: darpa
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments