m_kalashnikov (m_kalashnikov) wrote,
m_kalashnikov
m_kalashnikov

ДОКЛАД ИНСТИТУТА США И КАНАДЫ ОБ ИННОВАТИКЕ В США (отрывки)2

КОНСОРЦИУМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ

Анализ тенденций финансирования исследований и разработок в США показывает наличие следующих закономерностей. Со второй по-ловины 50-х годов (данные с 1953 г.) финансирование НИОКР, выпол-няемых агентствами в структуре федерального правительства, корпо-рациями и университетами, подчинялось одной общей тенденции: все они (рассчитанные как доля ВВП США) нарастали с 1953 по 1967 г. и снижались до 1980 г., затем вновь росли (до 1986 г.) и снижались (до 1989 г.). Однако с 1990 г. вначале ненадолго (на два года)', а потом (с 1995 г.) все явственнее стала проявляться другая закономерность: резкий рост финансирования НИОКР промышленностью при постоян¬ном (относительно ВВП) снижении расходов федерального бюджета. Эта закономерность действовала до 2001 г., когда пришедшая к власти республиканская администрация (Дж. Буша-мл.) провозгласила необ¬ходимость «нового перевооружения», требующего новых технологий, прежде всего - военных.
В 2009 г. предполагалось преодолеть отставание от плана при¬роста расходов федерального бюджета в рамках программы нацио¬нальной конкурентоспособности. В соответствии с этой программой, анонсированной Дж. Бушем 2 февраля 2006 г., за 10 лет планирова¬лось удвоить государственные инвестиции в исследования, выполняе¬мые в рамках трех федеральных агентств - Национального научного фонда (NSF), Управления по науке Министерства энергетики {DoE SQ и Национального института научных и технологических лабораторных исследований Министерства торговли (NIST Core). Конгресс при ут¬верждении бюджета-2008 существенно сократил запрошенные прези-
14

/. Финансирование НИОКР...
дентом суммы на исследования в рамках ACI, санкционировав только треть от предложенного Дж. Бушем увеличения.
Бюджетный запрос на исследования и разработки, выполняемые в рамках Минобороны, возрос на 2,9 млрд. долл. (3,7%) по сравнению с 2008 фин. г. и достиг уровня 80,7 млрд. долл. Упор сделан на фи¬нансирование развертывания и приведения в операционную готовность новейших разрабатываемых систем вооружения (прежде всего, это ка¬сается противоракетных программ), а также на фундаментальные ис¬следования.
Основные тенденции бюджетного финансирования, проявляв¬шиеся в последние годы, сохраняются и в бюджетном запросе-2009. Согласно обзору Американской ассоциации по развитию науки9, из за¬планированных ассигнований на НИОКР в 143 млрд. долл. (прирост по сравнению с 2007 г. на 1,4%) 83 млрд. долл. выделено Министерст¬ву обороны, из них более 68 млрд. долл. - на разработку новейших систем вооружений. Предусматривались дополнительные ассигнования на программы в области внутренней безопасности (суммарно 4,9 млрд. долл.), из которых около 2 млрд. долл. предназначены научным цен¬трам Минздрава на продолжение исследований в области биозащиты. В гражданском секторе отмечен прирост финансирования НИОКР на 1,3 млрд. долл. В числе приоритетов — расширение исследований по ядерному синтезу (428 млн. долл.), участие США в создании междуна¬родного термоядерного реактора (160 млн. долл.), а также работы в области возобновляемых источников энергии и биотоплива. Одновре¬менно предлагалось существенно (с 1,7 до 1,5 млрд. долл.) снизить расходы на программы по изучению изменений климата. В общей сложности федеральные ассигнования на эти цели сократились за три года почти на четверть.
Доля федеральных НИОКР относительно ВВП в последние 2 года начала постепенно падать. Если в 2001-2004 гг. благодаря финансиро¬ванию военных разработок этот показатель держался на уровне 1 %, то в 2008 фин. г. он может снизиться до рекордно низкого уровня - 0,4% от ВВП.


УКРЕПЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ -
СТРАТЕГИЯ НОВОГО ВЕКА
В первом десятилетии нового века приоритеты стратегии США по поддержанию и укреплению конкурентоспособности американской экономики нашли выражение в принятой и реализуемой (начиная с 2007 фин. г.) «Инициативе американской конкурентоспособности». В рамках этой программы бюджетом 2008 фин. г. были установлены строгие обязательства по инвестированию фундаментальных исследо¬ваний, прежде всего тех, которые способствуют продвижению знаний и технологий, используемых учеными смежных областей.
Данная программа предполагала удвоение в течение 10 лет инве-стиций в уполномоченные федеральные ведомства: Национальный на¬учный фонд (National Science Foundation), Научное управление Мини¬стерства энергетики (Department of Energy's (DOE's) Office of Science) и лаборатории Национального института по науке и технологиям Мини¬стерства торговли (Department of Commerce's National Institute of Sci¬ence and Technology (NIST) laboratories), что может быть осуществимо в случае ежегодного повышения финансирования не менее чем на 7%10. Предлагалось в 2008 фин. г. в рамках Программы национальной кон¬курентоспособности повысить суммарное финансирование этих ведомств на 764 млн. долл., что обеспечило бы превышение на 7,2% их бюджет¬ного финансирования по сравнению с 2007 фин. г. (10,7 млрд. долл.).


рост финанси¬рования НИОКР в интересах повышения конкурентоспособности на¬циональной экономики - один из главных приоритетов научно-технологической политики США. Заявлено, что исследования и разра¬ботки в критически важных для сохранения национальной экономиче¬ской конкурентоспособности областях помогут решить проблемы, стоящие перед США в сферах здравоохранения, обороны, энергетики, сохранения окружающей среды и т.д.


Важнейшую роль среди институтов технологического трансферта играет Консорциум федеральных лабораторий по передаче технологий; кроме него, следует отметить управления по исследованиям и приме¬нению технологий, региональные центры по передаче технологий, На¬циональный центр по передаче технологий, специализированные под¬разделения штатов и местных органов самоуправления. Каждая из этих структур наделена определенными функциями. Все основные фе¬деральные лаборатории и центры по исследованиям и разработкам и их материнские агентства являются членами Консорциума федераль¬ных лабораторий.
Офисы по исследованиям и применению технологий (ORTA) соз¬даны в каждой федеральной лаборатории, количество персонала уче¬ных и инженеров которой достигает 200 и более человек. Сотрудники офиса - высококвалифицированные технические менеджеры, прини¬мающие самое непосредственное участие в процессе передачи техноло¬гий. В соответствии с параграфом 15 Свода законов США п. 3710, офисам по исследованию и применению технологий определены сле¬дующие специфические функции:
• подготовка оценок для отбора таких проектов НИОКР, выпол¬
няемых лабораторией, которые, по мнению специалистов дан¬
ной лаборатории, могут иметь коммерческий потенциал;
• обеспечение и распространение информации о федеральной
собственности или разработанной продукции, процессах, услу¬
гах с потенциальным применением для нужд штатов, местных
органов самоуправления или частного сектора;
20

2. Укрепление национальной конкурентоспособности...
• сотрудничество с национальными техническими информацион¬ными службами (NTIS), Консорциумом федеральных лаборато¬рий и другими организациями, которые обеспечивают связь организаций, проводящих НИОКР, с потенциальными пользо¬вателями в штатах, местных органах управления и частном секторе;
• обеспечение технической помощи правительствам штатов и ме-стному самоуправлению;
• участие, где это выполнимо, в местных, региональных и госу-дарственных программах, направленных на облегчение или стимулирование передачи технологий.
Во многих лабораториях функции офисов включают оценку тех-нологий, маркетинг лабораторных ресурсов, учреждение, переговоры и управление кооперативными исследованиями и разработками в соот-ветствии с соглашениями по сотрудничеству в области НИОКР, а так¬же ведение переговоров по лицензированию интеллектуальной собст¬венности. ORTA подобны высокотехнологичному департаменту по маркетингу, который сфокусирован на два вида маркетинговых уси¬лий: услуги по передаче технологий и специфическое применение со¬трудников и специалистов по их адаптации. ORTA — это место, где сфокусированы усилия лаборатории по передаче технологии и испол¬няется роль технологического «брокера», соединяющего тех людей и организации внутри и вне лаборатории, которые играют важное значе¬ние для эффективной передачи технологии.
Консорциум федеральных лабораторий по передаче технологий (FLC) образован в 1974 г., но официально утвержден Конгрессом США лишь в 1986 г. как добровольная организация, состоящая из более чем 700 научно-исследовательских лабораторий и центров от 17 федераль¬ных ведомств и агентств, в компетенцию которых входят полномочия по содействию передаче технологий. Цель консорциума - обеспечить скорейшее продвижение федеральных технологических исследований и разработок от федеральных лабораторий в основные направления аме¬риканской экономики.
Консорциум является общенациональной сетью федеральных ла-бораторий и обеспечивает форум по разработке и развитию стратегии и возможностей, которые связывают технологию с предназначением ла-бораторий и рынком. Предназначение Консорциума изложено в его стратегическом плане следующим образом; «Консорциум федеральных лабораторий активно продвигает самое широкое и полное представле¬ние и использование федеральных исследований и разработок, обеспе¬чивая соответствующие условия для успешной передачи технологий. Консорциум должен стать признанным лидером в максимизации со¬вместных исследований и передаче федеральных технологий для уве¬личения социально-экономического благосостояния нации в глобаль¬ном рынке»11.
11 Universal Technical Resource Services, Inc, 2008.
21



Реализовывая это видение, Консорциум гарантирует более опе-ративные, высококачественные, менее затратные, технологически обоснованные решения национальных задач, которые одновременно отвечают потребностям федерального правительства (запросам феде-ральных агентств) и укрепляют национальный торговый баланс това¬ров и услуг, созданных на основе соответствующих технологий. Это видение подразумевает эффективное применение ресурсов федераль¬ных НИОКР для достижения целей и задач федеральных ведомств, использование для этого поступающих технологий, а также передачу технологий, финансируемых федеральным правительством, нефеде¬ральным субъектам хозяйственной деятельности (частному сектору, региональным и местным органам власти и т.д.).
Это видение сфокусировано на национальные интересы самого высокого уровня, и Консорциум решает эти задачи путем консолида¬ции разрозненных усилий, прилагаемых в этом направлении. Макси¬мизируя возможности для своих лабораторий-членов по сотрудничест¬ву с частным сектором и обществом, Консорциум выступает одним из самых значимых вкладчиков в выполнение этого национального виде¬ния через передачу технологий.
В соответствии с предоставленным ему мандатом Консорциум призван дополнять ценность федеральных ведомств, лабораторий и их партнеров для того, чтобы обеспечить быструю интеграцию ресурсов исследований и разработок с господствующими тенденциями экономи¬ки США.
Основные принципы деятельности Консорциума таковы:
• потребность сделать более широким использование технологий и экспертиз, разработанных федеральными лабораториями;
• фокусирование на межведомственном/межлабораторном взаи-модействии;
• акцент на передачу технологии с помощью механизмов персо-нальной передачи (от человека - человеку).
Подход Консорциума, который инкорпорировал эти операцион¬ные принципы, включает скоординированную программу, обеспечи¬вающую совпадение потребностей лабораторий - членов Консорциума, агентств (ведомств) и их потенциальных партнеров по передаче техно¬логий. Деятельность Консорциума, санкционированная Федеральным законом по передаче технологий 1986 г. и кодифицированная в Своде законов США (15 USC 3710), включает:
• обучение, консультирование и оказание помощи индивидуаль¬ным программам по трансферту технологий;
• обеспечение информационного центра для удовлетворения за-просов пользователей технологиями, полученными на уровне лабора¬торий;
• облегчение межведомственной/межлабораторной связи и коор-динации;
• помощь индивидуальным лабораториям в развитии механизмов передачи технологий;
22

2. Укрепление национальной конкурентоспособности...
• облегчение связи и сотрудничества с общественными и част¬
ными организациями, занимающимися трансфертом технологий, и
группами пользователей;
• создание и развитие региональных консультативных групп.
Для того чтобы выполнить свое предназначение, Консорциум
разработал стратегические цели и задачи, необходимые для создания требуемых условий, организации и применения механизмов передачи технологий, облегчения возможности наиболее полного использования финансируемых федеральным правительством исследований и разрабо¬ток потенциальными пользователями как в общественном, так и в ча¬стном секторе. Эти цели и задачи включают:
• усиление связи:
- расширение связей среди агентств-членов и их лабораторий;
- расширение диалога с региональными и местными органами власти, деловыми кругами, академической наукой и другими внешни¬ми участниками;
- пропаганда наилучших методов (практик) передачи технологий, решений и успешного опыта их применения;
• инвестирование исследований и разработок:
- исследование инновационных подходов по оказанию техниче¬
ской помощи и другой деятельности по передаче технологий;
- сокращение временных затрат, стоимости, снижение рисков
проектов по исследованиям и разработкам;
- расширение проектов сотрудничества с распределением затрат;
- увеличение использования всеми участниками федеральных
технологий;
• улучшение и инновации процесса передачи технологий путем:
- оценки характера и анализа ведомственной политики по трансферту технологии, деятельности и процедур, связанных с этим процессом;
- преодоления барьеров, связанных с технологическим трансфер¬том, с помощью их идентификации совместно с внешними партнерами;
- обеспечения фундаментального и наиболее прогрессивного об¬разования и обучения в интересах повышения профессионализма в об¬ласти передачи технологий;
- обеспечения федеральных ведомств, занимающихся анализом ключевых параметров технологического трансферта, соответствующи¬ми инструментами измерения для оценки выполнения работ и выбора технологии.
Консорциум федеральных лабораторий по передаче технологий включает более 700 федеральных правительственных лабораторий по исследованиям и разработкам, а также центры, которые представляют следующие 17 федеральных министерств и ведомств, в том числе: • министерства:
сельского хозяйства;
торговли;
обороны;
23


образования; энергетики;
здравоохранения и социального обслуживания; внутренних дел; юстиции; транспорта; по делам ветеранов; • ведомства (агентства):
Центральное разведывательное управление; По защите окружающей среды; Авиационно-космическое (НАСА); Национальный научный фонд; Администрация долины штата Теннесси.
Кроме того, Консорциум включает свыше 100 организаций-членов, которые отличаются от федеральных лабораторий, продвигающих принципы и практику технологического трансферта от лица федераль¬ного правительства. Эти организации включают промышленность, ака-демическую науку, профсоюзы, организации по экономическому разви¬тию, организации штатов, региональные и местные организации.
Федеральными технологиями пользуются чрезвычайно разнооб-разные группы. По мнению специалистов, типы и количество пользо-вателей, которые могут извлечь выгоды от применения федеральных технологий, расширяются так же быстро, как и сами технологии.

К ним относятся:
• Частный сектор. Как утвердившийся, так и развивающийся бизнес имеют широкий диапазон потребностей, которые они могут удовлетворить посредством извлечения выгоды из федеральных усилий в области науки и технологий. Этот сектор — главная сфера для теку¬щей и потенциальной деятельности по передаче технологий. Феде¬ральное законодательство по технологическому трансферту всячески поощряет быструю передачу разработанных федеральными ведомства¬ми НИОКР частному сектору с тем, чтобы тот мог внести значитель¬ный вклад в конкурентоспособность национальной промышленности.
• Академический сектор. Так же как университеты и колледжи получают преимущества от трансферта федеральных технологий, так и федеральные министерства и ведомства имеют свои выгоды от иссле-дований и разработок, проводимых национальными университетами и колледжами.
• Правительства штатов и местных органов власти. Консорци¬ум федеральных лабораторий содействует использованию федеральной научной базы и технологий в соответствии с запросами правительств штатов и местных органов власти.
• Федеральные министерства и ведомства. Среди первоочеред¬ных пользователей федеральными технологиями выделяют, прежде всего, федеральное правительство. Один из важных элементов дея¬тельности Консорциума федеральных лабораторий - гарантирование того, чтобы федеральные министерства и ведомства были осведомлены
24

2. Укрепление национальной конкурентоспособности...
о новых технологиях, разработанных их собственной или другими фе-деральными лабораториями.
Исторически развитие Консорциума от неформальной до офици¬ально признанной и функционирующей организации началось с 1971 г., когда Министерство обороны США сформировало Консорциум лабораторий министерства для усиления межлабораторных связей и поиска гражданских пользователей техническими знаниями, которые первоначально были получены для военных целей. К 1974 г. Консор¬циум лабораторий Министерства обороны США вырос от 11 до 34 ла¬бораторий и центров по исследованиям и разработкам, изменил свое наименование на Консорциум федеральных лабораторий по передаче технологий и пригласил к участию в нем все федеральные министерст¬ва и ведомства.
В 1980 г. принятие Федерального закона Стивенсона - Уайдле-ра по инновационным технологиям (P.L. 96-480) обеспечило повыше¬ние стимулов для развития и роста Консорциума. Закон потребовал, чтобы каждая федеральная лаборатория сделала трансферт техноло¬гий частью своего основного предназначения, установив для этого офис (управление) по исследованиям и применению технологий, ко¬торый бы оценивал проекты лабораторных исследований и разработок для потенциального применения, распространял информацию относи¬тельно продуктов, процессов и услуг, взаимодействовал с Националь¬ной службой по технической информации (NTIS) и другими органи¬зациями, обеспечивал техническую помощь в соответствии с посту¬пающими запросами.
Официально же Консорциум федеральных лабораторий был ут-вержден и наделен полномочиями Федеральным законом по передаче технологий 1986 г. (P.L. 99-502). Эти полномочия, определенные Кон-грессом США, были кодифицированы в Своде законов США (15 USC 3710) is. требуют от Консорциума выполнения следующих действий в интересах облегчения передачи федеральных технологий:
• Консультирование (уведомление) и помощь:
- оказание консультативной (уведомление) и иной помощи феде¬
ральным ведомствам и лабораториям относительно их программ по пе¬
редаче технологий.
• Выполнение:
- разработка и администрирование механизмов передачи техно¬логий, курсов обучения;
- организация информационных центров для удовлетворения за-просов о технической помощи от правительств штатов, местных орга¬нов власти, бизнеса, промышленности, бесприбыльных организаций;
- работа с федеральными лабораториями по облегчению исполь-зования соответствующих механизмов передачи технологий.
• Связь/координация:
- облегчение, при необходимости, экспертизы и услуг Нацио¬
нального научного фонда, Министерства торговли, НАСА и других фе¬
деральных ведомств;
25

А.Н. Белинский, СВ. Ем ел ъянов, Л.Ф. Лебедева
- облегчение связи и взаимодействия между лабораторными
офисами по исследованиям и применению технологий.
• Кроме того:
- облегчение связи и сотрудничества между офисами по исследо¬ваниям и применению технологий федеральных лабораторий и органи¬зациями штатов, региональных и местных властей;
- помощь академической науке, бизнесу, бесприбыльным орга¬низациям, правительству штатов и местным органам самоуправления, а также региональным организациям в стимулировании исследований и поощрении передачи технологий.
Федеральный закон о передаче технологий 1986 г. потребовал также от федеральных ведомств, имеющих свои лаборатории по ис¬следованиям и разработкам, выделить из их бюджета на исследова¬ния и разработки определенные процентные отчисления для обеспе¬чения деятельности Консорциума федеральных лабораторий по пере¬даче технологий.

В целях выполнения федерального закона Консорциум и Нацио¬нальное бюро по стандартизации (ныне - Национальный институт по стандартам и технологиям - НИСТ) подписали в 1987 г. Меморандум о. взаимопонимании, чтобы обеспечить офисные помещения и оборудова¬ние, а также административную поддержку услуг для постоянного представительства Консорциума в Вашингтоне (Консорциум совместил это представительство с представительством НИСТ). НИСТ также объ¬единяет фонды министерств и ведомств, выделенные для постоянного обеспечения Консорциума федеральных лабораторий в соответствии с Национальным актом по передаче технологий и рекламе 1995 г. (P.L. 104-113), который скорректировал Федеральный закон Стивенсона -Уайдлера по инновационным технологиям 1980 г. и Федеральный за¬кон по передаче технологий 1986 года.
В ходе своего исторического развития Консорциум федеральных лабораторий превратился в сильную и жизнеспособную сеть, которая обеспечивает неоценимую помощь федеральным лабораториям в их усилиях сделать их научные и профессиональные ресурсы более дос¬тупными другим организациям как внутри, так и вне системы феде¬ральных лабораторий.
Консорциум состоит из федеральных лабораторий по исследова¬ниям и разработкам, центров, а также министерств и ведомств, кото¬рые они представляют. Каждое ведомство-член и лаборатория назнача¬ют своего человека для представления своих интересов в Консорциуме и голосования при баллотировании. Другие организации, выступающие с целями продвижения технологий, также могут запросить допуск к уча¬стию в деятельности Консорциума, но уже как непостоянные члены. Члены или служащие таких организаций могут участвовать в деятель¬ности Консорциума, но не могут голосовать на выборах.
Консорциум управляется Исполнительным правлением (Execu¬tive Board) и Исполнительным комитетом (Executive Committee). Ис¬полнительный комитет состоит из руководства (председатель, замести-
26

2. Укрепление национальной конкурентоспособности...
тель председателя, финансист, исполнительный секретарь), шести ре-гиональных координаторов, которые представляют географические ре-гионы, где осуществляет свою деятельность Консорциум, а также на-значенного представителя НИСТ и приемного агентства Консорциума. Исполнительное правление состоит из членов Исполнительного коми¬тета плюс восемь представителей, в том числе и председателей уста¬новленных Консорциумом комитетов (комиссий). Исполнительное правление выстраивает свою политику в ответ на проблемы, поднятые членами Консорциума, в то время как Исполнительный комитет наде¬ляется полномочиями по принятию решений. Тем не менее существу¬ют некоторые решения, которые требуют подтверждения Исполни¬тельного правления.
Исполнительное правление поддерживается одиннадцатью по-стоянными комитетами, включая восемь комитетов по выполнению операций и три комитета по общим вопросам с подкомитетами (под-комиссиями), созданными для выполнения специфических задач. Комитеты по выполнению операций отвечают за грамотное управле¬ние Консорциумом, обеспечение услуг лабораториям-членам Консор¬циума, координацию политики и общих для лабораторий-членов Консорциума проблем.
В настоящее время действующими комитетами Консорциума фе-деральных лабораторий являются:
• Комитет по планированию и политике (Planning and Policy) - вырабатывает позицию Консорциума по вопросам политики, рекомендации по стратегическим планам, долгосрочным целям, а также обеспечивает надзор за деятельностью Консорциума федераль¬ных лабораторий.
• Комитет по финансовому управлению (Financial Manage¬ment) - консультирует и оказывает помощь Исполнительному правле¬нию и Исполнительному комитету в сборе, управлении и выплате фи¬нансовых фондов Консорциума.
• Комитет по правовым вопросам (Legal Issues) - обеспечивает форум для обсуждения юридических интересов в проведении программ по эффективной передаче технологий членами Консорциума.
• Комитет по маркетингу и связям с общественностью (Market¬ing and Public Relations)- интегрирует, координирует и инициирует деятельность по предоставлению рыночных услуг Консорциумом феде-ральных лабораторий за счет ресурсов его членов.
• Программный комитет (Program) — разрабатывает и осущест¬вляет программы по поддержке Стратегического плана и запросов чле¬нов Консорциума, включая планирование и проведение программ, встреч и семинаров национальных участников Консорциума.
• Комитет по образованию и обучению (Education and Training) - разрабатывает и осуществляет проведение базовых и пер¬спективных программ обучения; осуществляет и проводит надзор за деятельностью, которая должна гарантировать понимание и пригод¬ность технологии и ресурсов по оказанию технологической помощи со
27

А.Н. Белинский, СВ. Емельянов, Л.Ф. Лебедева
стороны членов Консорциума для получения выгод образовательных институтов всех уровней.
• Комитет по стимулированию (Awards) - планирует и осуще¬ствляет национальные программы стимулирования, подготовленные Консорциумом.
Сообществом пользователей Комитета по общим вопросам явля¬ются правительства штатов и местные органы самоуправления. Они выполняют и осуществляют надзор за деятельностью, которая должна гарантировать понимание и пригодность технологии и ресурсов техно¬логической помощи членов Консорциума для получения выгод прави¬тельствами штатов и местными органами самоуправления.



Несколько слов о деятельности Консорциума но передаче техно-логий и предоставлению услуг. Передача технологий осуществляется конкретно лабораториями и центрами, однако Консорциум обеспечива¬ет деятельность этих лабораторий и центров по передаче технологий и оказанию технической помощи. Это важно для повышения эффектив¬ности внутренних программ по технологическому трансферту. Такие действия и услуги включают, прежде всего, организацию и поддержа¬ние национальной межагентской сети между членами лабораторий и центров, а также электронной коммуникационной системы связи, обеспечивающей взаимодействие представителей лабораторий и потен¬циальных пользователей технологий с Консорциумом и Лабораторной службой поиска (Laboratory Locator Service). Последняя обеспечивает потенциальных партнеров непосредственной связью с лабораторной экспертизой и технологией, национальными и региональными совета¬ми, курсами по обучению, демонстрационными проектами, нацио-
28

2. Укрепление национальной конкурентоспособности...
нальными лентами новостей, поддержкой СМИ и программами стиму-лирования.
Консорциум обеспечивает национальную межагентскую сеть че¬рез своих членов (лаборатории и центры).
Будучи независимой, каждая лаборатория ограничена ее собст-венными ресурсами или ресурсами создавшего ее ведомства. Однако, используя сеть Консорциума, лаборатории могут идентифицировать проблемы и вопросы, их решения, используя объединенные ресурсы всех членов Консорциума. Сеть облегчает распространение деятельно¬сти Консорциума, расширяет понимание каждым членом технологиче¬ских возможностей и экспертизы, а также значительно улучшает дос¬туп потенциальных пользователей общества и частного сектора к фе¬деральным технологиям. Потенциальные пользователи могут получить доступ к сети Консорциума непосредственно через его представителей, региональных координаторов или Лабораторную службу поиска. Сеть способна обеспечить контакт потенциального пользователя с предста¬вителем федеральной лаборатории, который может провести эксперти¬зу в специфической для пользователя области интересов. Основное же предназначение сети - процедуры передачи между пользователем и лабораторией.
Консорциум имеет современную электронную систему коммуни-каций, которая связывает представителей его лабораторий-членов, предприятий, министерств и ведомств. Система обеспечивает интер¬фейс для взаимодействия (электронную почту, передачу информацион¬ных файлов для отдельных групп Консорциума и их поддерживающих агентств). Консорциум поддерживает также постоянно обновляемый сайт в сети Интернет. Этот сайт обеспечивает его членов и потенци¬альных партнеров данными о трансферте технологий внутри лаборато¬рий и служит системой запуска сотен сетевых серверов федеральных лабораторий.


Консорциум имеет свой ежемесячный информационный бюлле¬тень NewsLink, который сфокусирован на федеральных исследованиях и технологическом трансферте. Он распространяется для всех предста¬вителей Консорциума и других заинтересованных лиц и организаций. Кроме того, он также доступен на вебсайте Консорциума. Разделы ин¬формационного бюллетеня готовятся лабораториями и ведомствами -членами КФЛ. NewsLdnk охватывает деятельность по технологическому трансферту, обеспечивает резюме доступных лабораторных технологий, обзор проводимых лабораториями исследований, недавно залицензиро-ванных технологий, соглашений по сотрудничеству, а также съездов, конференций и симпозиумов по вопросам передачи технологий.
NewsLink, кроме того, отражает инновации в деятельности Кон-сорциума, ключевые моменты повышения эффективности работы, но¬вости сообщества федеральных лабораторий, а также информацию по образовательным программам и их источникам в области передачи технологий и по технологическому менеджменту в университетах и федеральных лабораториях.


Ежегодно Консорциум делает свои показы на большинстве ос¬новных национальных и региональных торговых выставок, предостав¬ляя лабораториям возможность продемонстрировать их технологии и предложить частному сектору «мгновенного приобрести» технологии и услуги федеральных лабораторий. Консорциум представляет свои тех-нологии на таких торговых выставках, как BIO International (Между-народная выставка биотехнологий), National Design Engineering Show (Национальное шоу инженерного проектирования), Institute of Food Technology (Институт продовольственных технологий), Society of Automotive Engineers (Общество инженеров-автомобилистов) и др. Консорциум располагает также походными (дорожными) выставками, которые при необходимости могут быть отправлены соответствующим транспортом на соответствующие встречи и торговые выставки. Име¬ются в его распоряжении и так называемые «настольные» выставки. По запросу разрабатываются также тематические выставки.


Наравне с офисами по передаче и использованию технологий и Консорциумом федеральных лабораторий по передаче технологий за¬дачи технологического трансферта в США решают и другие, специаль¬но созданные для этой цели структурные подразделения и организации. К ним, в частности, относятся и региональные центры по передаче технологий (RTTCs).
32

2. Укрепление национальной конкурентоспособности...
В 1991 г. НАСА образовало шесть региональных центров по пе¬редаче технологий, которые должны были сосредоточить свои усилия на технологических потребностях региональных компаний и отраслей промышленности. Эти центры получили свое развитие на основе шести центров промышленного использования НАСА, после того как в ходе совместной работы НАСА с Консорциумом федеральных лабораторий была продемонстрирована важность иметь единую сеть унифицирован¬ного обслуживания (услуг) на региональном уровне. Задача центров -передавать федеральные технологии, используемые в НАСА и других федеральных ведомствах, американской промышленности и помочь в коммерциализации федеральных, региональных (принадлежащих пра¬вительствам штатов) и университетских технологий.
Каждый такой центр соответствует одному из шести регионов Консорциума федеральных лабораторий и каждый из них использует¬ся университетами или некоммерческими (бесприбыльными) организа¬циями во взаимодействии с КФЛ. В пределах каждого региона дейст¬вуют также центры сопровождения технологического трансферта (Sat¬ellite Technology Transfer Centers), предназначенные для изучения по¬требностей рынка (рыночного спроса) и его возможностей через регио¬нальные органы управления.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments