m_kalashnikov (m_kalashnikov) wrote,
m_kalashnikov
m_kalashnikov

Categories:

ДОКЛАД ИНСТИТУТА США И КАНАДЫ ОБ ИННОВАТИКЕ В США 3

Национальный центр по передаче технологий - NTTC
Общество по лицензированию (Licensing Executives Society)


ОБРАЗОВАНИЕ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР
РАЗВИТИЯ

ПАРТНЕРСТВО ГОСУДАРСТВА И МАЛОГО БИЗНЕСА

Еще один орган, решающий задачи по передаче технологий, — Национальный центр по передаче технологий (NTTC). Это независимая организация, основанная в 1989 г. и финансируемая в соответствии с совместным соглашением НАСА и одного из университетов Западной Вирджинии. Центр работает как посредник между деловыми кругами и системой федеральных лабораторий в интересах укрепления про¬мышленной конкурентоспособности США, продвигая эффективную идентификацию, менеджмент, инновационные разработки и коммер¬циализацию исследований и технологий.
Национальный центр по передаче технологий решает поставлен¬ные перед ним задачи, обеспечивая:
• оценку технологий и услуги по коммерциализации, включая инвентаризацию, технологические обзоры, источники технологий, оценку возможностей, разработку стратегий коммерциализации и партнерские услуги по оказанию помощи;
• профессиональные программы развития по повышению квали-фикации, компетентности специалистов, занимающихся вопросами технологического трансферта и коммерциализацией технологий;
• информационные услуги, включая облегчение доступа к базам данных, которые отражают информацию о финансировании федераль¬ных НИОКР, об организациях, обеспечивающих поддержку малого и среднего бизнеса.

Одним из значимых компонентов в общей системе трансферта технологий в США является Общество по лицензированию (Licensing Executives Society) - профессиональная организация, включающая бо¬лее 5000 членов, которые занимаются вопросами трансферта техноло¬гий, использования, разработки, производства и сбыта (маркетинга)
33

А.Н. Белинский, СВ. Емельянов, Л.Ф. Лебедева
интеллектуальной собственности. Общество включает профессионалов в области права, ученых как из государственного (правительственного), так и частного сектора. Оно сосредоточено на организации и поддер¬жании сети лицензирования и обучении его членов с тем, чтобы со¬хранять их профессиональный уровень в соответствии с изменениями практики и методов лицензирования, условий регулирования, выхо¬дом новых законов и т.д. Общество выпускает многочисленные книги, брошюры и другие образовательные материалы, касающиеся проблем лицензирования.
С 1975 г. в США действует Общество по вопросам передачи тех-нологий (Technology Transfer Society - T2S) - бесприбыльная профес-сиональная организация, которая призвана выделить методы, возмож¬ности и практическое применение технологического трансферта. Обще¬ство обеспечивает информирование и контакты через:
• программы передачи технологий;
• публикации в журналах;
• форумы;
• ежегодные конференции.
Ассоциация университетских менеджеров по вопросам техноло-гий (Association of University Technology Managers - AUTM)- неком-мерческая ассоциация с членством более 2700 менеджеров по техноло¬гиям и бизнес-исполнителей, управляющих интеллектуальной собст¬венностью, - еще один элемент сложной системы обеспечения транс¬ферта технологий, созданной в США. Корни ассоциации находятся в академическом сообществе по трансферту технологий, однако Ассо¬циация имеет в своем составе также представителей институтов, про¬мышленности, благотворительных учебных заведений, законодатель¬ных и финансовых ведомств, правительственных организаций. Ассо¬циация предлагает ежегодный обзор лицензирования и результаты другой исследовательской деятельности, ежегодные и региональные встречи, курсы профессионального развития, публикации и общест¬венное образование.
Технологический трансферт активно поддерживается на регио-нальных и местных уровнях управления через различные организации, центры и сообщества, которые способны:
• предусмотреть техническую поддержку запросам деловых кру¬гов по гарантированию того, что предоставляемые услуги не будут конкурировать с частными предприятиями;
• обеспечить важные сети кредитования для малых, не преиму-щественных бизнес-контрактов;
• соединить лабораторные технологии с производством;
• обеспечить вклад в соответствии с потребностями промышлен-ности;
• гарантировать, что законодательная база не препятствует пере¬даче технологии;
• обеспечить выдачу грантов университетским консорциумам и частному сектору;
34

2. Укрепление национальной конкурентоспособности...
• открыть венчурный капитал или программы коммерциализа¬ции;
• стимулировать более продуктивную адаптацию технологий.
По своей природе региональные и местные программы, разрабо-танные для продвижения интересов бизнеса в различных штатах, раз-личаются. Однако, в основном, провайдеры деловых услуг в опреде¬ленном штате или регионе будут одними из самых эффективных по¬средников между лабораторией и потребностями бизнеса или промыш¬ленности именно в данном, конкретном штате или регионе. Например, местные торговые палаты очень близко связаны с местным бизнесом и промышленностью, хорошо знакомы с малым бизнесом и организа¬циями по экономическому развитию штата. Работа через местные тор¬говые палаты может быть организована посредством заключения со¬глашения о сотрудничестве местных властей и руководителей деловых кругов, а также членов организаций, которые обеспечивают всевоз¬можные услуги бизнесу и промышленности.
Большинство региональных органов и второстепенных ВУЗов ра-ботают в тесной связке с деловыми кругами штатов и промышленно¬сти, проводя совместные исследования, консультации, предоставляя информационные услуги, продлевая образование. Многие ВУЗы прово¬дят исследования рынка, являются центрами инноваций, обеспечива¬ют услуги по патентованию и лицензированию. Признано, что, созда¬вая объединенные зоны, в которых ВУЗам предоставляется доступ к ресурсам местных лабораторий, можно помочь этим институтам соеди¬нить бизнес и промышленность с ресурсами лаборатории и можно сти¬мулировать ВУЗы к вовлечению их в совместные с лабораториями ис¬следования, представляющие взаимный интерес.


ОБРАЗОВАНИЕ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР
РАЗВИТИЯ
Проблемы образования в контексте обеспечения научно-техно-логического лидерства, экономического роста находились в центре внимания правящих кругов США и в прошлом столетии. Но сегодня речь идет не просто об усилении акцента на повышение образователь¬ного уровня трудовых ресурсов в ответ на требования эпохи глобали¬зации, высоких темпов НТП, обострения международной конкуренции. В США поставлена задача ориентации системы подготовки кадров на текущий и перспективный спрос, решение которой основано на силе «трех Е» - занятости, образования и экономического развития (em¬ployment, education, economic development), их взаимосвязи и взаимо¬обусловленности. При этом в инновационных программах, стартовав¬ших в середине текущего десятилетия, упор делается как на отрасле¬вой аспект (кадровое обеспечение наиболее быстро развивающихся секторов экономики), так и на региональный (развитие трудового по¬тенциала в соответствии с потребностями местного производства).


Однако масштабы и многообразие форм и видов современного образования в США на всех «этажах» обучения отнюдь не гарантиру-
39

А.Н. Белинский, СВ. Емельянов, Л.Ф. Лебедева
ют бесперебойной поставки специалистов требуемой квалификации на рынок труда и формирования рабочей силы, адекватной требованиям XXI века. К концу прошлого столетия все острее давали о себе знать и проблемы, связанные с развитием самой системы высшего образования, такие как качество образования на уровне средней школы, доступность высшего образования для социально уязвимых групп населения, не¬достаточное развитие программ по естественным, техническим дисци¬плинам. Именно поэтому президент Дж. Буш-старший (1989-1993 гг.) в своем первом послании Конгрессу заявил, что наиболее важной ста¬нет программа дальнейшего улучшения образования, а он сам намерен стать президентом, посвятившим свою деятельность образованию. Ключевыми направлениями «Стратегии образования: Америка 2000», принятой в 1991 г. и определявшей цели развития системы образова¬ния до 2000 г. и механизмы их достижения, стали :
- совершенствование стандартов среднего образования по мате¬
матике, естествознанию, английскому языку, истории и географии;
- ужесточение системы тестирования, результаты которого
должны учитываться при приеме в вуз и на работу;
- расширение финансовой поддержки успевающих учащихся,
прежде всего по естественнонаучным дисциплинам.
Однако начавшийся в 1991 г. экономический спад перенес ак¬цент на экономические проблемы, а внимание к проблемам образова¬ния резко возросло уже в период президентства У. Клинтона, когда был принят целый ряд законов, нацеленных на повышение качества и расширение доступности образования13. Во исполнение заявленных це¬лей размеры (максимальные) гранта Пелла, например, увеличились с 2300 долл. (эта сумма оставалась неизменной при Дж. Буше-ст.) до 3300 в 2000 году.
Задача сделать в начале XXI века высшее образование столь же доступным, как и среднее, оказалась слишком амбициозной. Основные проблемы повышения качества среднего образования и доступности высшего достались в наследство президенту Дж. Бушу-мл. Но заяв¬ленные цели были отодвинуты с первого плана событиями 11 сентября 2001 года.


По официальным прогнозам, доля выпускников колледжей в американской рабочей силе будет расти, но очень медленно. В течение следующих двадцати лет не произойдет увеличения численности рабо-тающей молодежи, а рост уровня квалификации будет замедляться. Между тем на современном этапе 90% наиболее быстро развивающих¬ся сфер занятости в Соединенных Штатах требуют высшего образова¬ния или дополнительного профессионального обучения. По данным Бюро статистики труда, 63% новых рабочих мест, которые возникнут в период до 2014 г., будут предназначены для работников, имеющих, как минимум, диплом бакалавра14.
По данным Национального центра статистики образования на март 2008 г.15, доля лиц 25 лет и старше, окончивших колледж, соста¬вила 35,6%, а получивших степень бакалавра - 18,9%. При этом 45% взрослого населения (18 лет и старше) повышают свой уровень образо¬вания и профессионализма. Так что концепция непрерывного образо¬вания становится в США реальностью. В середине текущего десятиле¬тия только 60% студентов американских вузов относились к возрас¬тной группе до 24 лет (т.е. в возрасте подавляющего большинства на¬шего студенческого сообщества), а 40% студентов были в возрасте 24 лет и старше, в том числе 18% в возрасте 35 лет и старше.
Таким образом, формирование кадрового потенциала в США сталкивается с серьезными вызовами ухудшения возрастного состава рабочей силы, сопровождающегося замедлением притока на рынок труда специалистов с востребованной квалификацией (особенно лиц наиболее трудоспособных возрастных групп). Проведенные в США ис¬следования качества подготовки рабочей силы указывают на его недос¬таточный уровень применительно ко многим сферам занятости, осо¬бенно в высокотехнологичных отраслях.


В целях реализации президентской Инициативы профессиональ¬ной подготовки для быстрорастущих секторов экономики выделены четырнадцать секторов экономики, которые соответствуют следующим критериям:
- по прогнозам, именно в этих секторах будет происходить наи¬более значительное увеличение количества рабочих мест или/и их раз¬витие вызовет существенный рост занятости в других отраслях;
- трансформация этих секторов в значительной степени связана с освоением и распространением новых технологий и инноваций, тре¬бующих наличия у работников новых знаний и навыков.
К таким секторам относятся:
■ Прогрессивные технологии промышленного производства
■ Аэрокосмический сектор
■ Автомобилестроение
■ Биотехнологии
■ Строительство
■ Энергетика
■ Финансовые услуги
■ Геопространственные технологии
■ Здравоохранение
■ Национальная безопасность
■ Гостиничный бизнес
■ Информационные технологии
■ Розничная торговля
■ Транспорт18.



ПАРТНЕРСТВО ГОСУДАРСТВА И МАЛОГО БИЗНЕСА
Программа «Инновационные исследования малого бизнеса» была принята в 1982 г. и повторно утверждена законом 2000 г. «Об иссле-дованиях и разработках в интересах малого бизнеса». Цель програм¬мы - стимулирование с помощью федерального финансирования ком-мерциализации продукции и процессов, разработанных малым бизне¬сом. Целый ряд федеральных министерств и ведомств инициировали проведение данной программы и выделили средства из своих бюджетов на исследования и разработки, на финансирование поощрительных вознаграждений по данной программе. В число таких ведомств вошли: Министерство обороны - ВВС, Сухопутные войска, ВМФ,( Специальное оперативное командование, Агентство по снижению угроз обороне и др.; Министерство энергетики; Министерство образования; Министер¬ство транспорта; Национальное аэрокосмическое агентство; Министер¬ство здравоохранения, включая Национальный институт здравоохра¬нения; Национальный научный фонд; Администрация малого бизнеса; Министерство сельского хозяйства.
Контракты по данной программе выдаются на конкурсной основе организациям и предприятиям малого бизнеса, которые представляют предложения по темам, объявленным агентствами. Выбор темы у агентств различается. В некоторых случаях агентства сами определяют темы, и принимающие участие в конкурсе деловые круги не имеют каких-либо дополнительных сведений относительно предложенной те¬мы, не могут вносить каких-либо иных предложений, отличных от выбранной темы, и не должны входить в контакт с какими-либо дру¬гими агентствами. В других случаях представители малого бизнеса со¬вместно с агентством могут, фактически, предлагать выбор темы и, ко¬гда тема будет представлена в качестве утвержденной для проведения открытого соревнования, уже будет существовать хорошо осведомлен¬ный претендент по ее реализации.


По данным американской статистики, за период действия про¬граммы были выделены средства на реализацию более чем 89 тыс. проектов. Финансированием были охвачены компьютерные и инфор¬мационные технологии, электроника, материаловедение, энергетика, науки о природопользовании и жизни и др. В 2005 фин. г. в рамках Программы был профинансирован 6171 проект, объем финансирования которых составил около 1,9 млрд. долл. Общая тенденция финансиро¬вания Программы показывает как рост процента отчислений на ее
63

А.Н. Белинский, СВ. Емельянов, Л.Ф. Лебедева
реализацию, так и повышение федерального финансирования исследо¬ваний и разработок.
Программа передачи технологий малому бизнесу утверждена в 1992 г. По многим параметрам она схожа с Программой «Инноваци¬онные исследования малого бизнеса», включая участие некоторых агентств, вовлеченных в обе программы. Ключевое отличие состоит в том, что Программа передачи технологий малому бизнесу сфокусиро¬вана, скорее, на совместный поиск необходимого соискателя прави¬тельством и деловыми кругами, а не руководством федеральной лабо¬ратории и бизнесом. Такой поиск представляет собой совместные уси¬лия по привлечению малого бизнеса и университетов, некоммерческих исследовательских институтов или финансируемых федеральным пра¬вительством исследовательских центров.

Как и в случае с программой «Инновационные исследования ма¬лого бизнеса», ключевыми ведомствами, обеспечивающими выделение средств на реализацию Программы передачи технологии, выступают Минобороны, Министерство здравоохранения и социального обеспече¬ния, НАСА, Минэнергетики, Национальный научный фонд. Обращает на себя внимание заметный скачок финансирования программы, начи¬ная с 2004 фин. г. (практически в 2-2,5 раза). Расходы Минобороны и Министерства здравоохранения существенно превышают затраты дру¬гих ведомств. Для успешного решения задач трансферта технологий в США создана широкая сеть соответствующих институтов (организа¬ций). Каждый из них обладает разными полномочиями и возможно¬стями, однако все они нацелены на всемерное содействие кооперирова¬нию государственных (федеральных) и частных структур, в том числе малого бизнеса, по использованию и коммерциализации имеющихся у них технологий в интересах общего экономического роста.

Государственная политика в сфере малого бизнеса определяется целым комплексом факторов, связанных как с общим социально-экономическим развитием страны, так и с особенностями функцио¬нирования малых предприятий. История государственно-частного взаимодействия в сфере малого бизнеса, например, в США свидетель¬ствует о том, что принципиальные подходы к созданию условий для развития малого бизнеса разрабатывались еще в 1930-е годы. Именно к периоду Великой депрессии относится активизация государствен¬ных программ содействия развитию бизнеса, охватывающих пред¬принимательские структуры независимо от их размеров. Корпорация по финансированию реконструкции, созданная по решению прези¬дентской администрации в 1932 г., осуществляла кредитование част¬ного сектора за счет средств федерального бюджета и с привлечением частных финансовых структур.
В начале Второй мировой войны с целью расширения производ¬ства в соответствии с потребностями военного времени и недопущения дискриминации малого бизнеса был принят закон «О малом бизнесе» (1942 г.), согласно которому была образована Государственная корпо¬рация по финансированию малых военных предприятий. Она была на¬делена полномочиями и средствами для осуществления кредитной про¬граммы в форме прямых займов мелким военным производителям и в форме государственных гарантий кредитов, полученных у частных банков. Кроме того, Государственная корпорация обеспечивала малый бизнес правительственными заказами на товары и услуги, выступая в качестве генерального подрядчика перед федеральными ведомствами, осуществлявшими военные закупки и федеральный контракт на по¬ставку товаров или услуг, привлекая на конкурсной основе субподряд¬чиков из малого бизнеса.
67

А.Н. Б един с кий, СВ. Емельянов, Л.Ф. Лебедева
В 1946 г. её проекты и обязательства были переданы Корпора¬ции по финансированию реконструкции, которая продолжила дея¬тельность по кредитованию малого бизнеса с преимущественным ис¬пользованием фондов коммерческих банков. Корпорация выдавала го¬сударственные гарантии банкам, предоставлявшим средства и осуще¬ствлявшим управление кредитами в размере до 75% суммы кредитов.
Оказание технического и управленческого содействия малому бизнесу, в том числе индивидуальные консультации, подготовительные курсы, предоставление справочных материалов, осуществлялось в рамках Бюро по малому бизнесу Министерства торговли.
В 1950 г. была создана Администрация малых оборонных пред-приятий, проводившая сертификацию фирм и предприятий малого бизнеса, действительно участвующих в производстве продукции воен¬ного назначения. Роль же Корпорации по финансированию реконст¬рукции сводилась к непосредственному финансированию малых пред¬приятий: на основе сертификатов, выданных Администрацией, Корпо¬рация организовывала для участников программы займы у коммерче¬ских банков под свои гарантии.
Кроме того, в соответствии с положениями закона «О реабилита¬ции военнослужащих», Администрация по делам ветеранов получила право гарантировать и страховать частные банковские ссуды для быв¬ших военнослужащих с целью создания ими или расширения собст¬венного бизнеса. Эта программа осуществлялась в 1944-1953 гг. и ох¬ватывала значительное число начинающих предпринимателей - быв¬ших военнослужащих. В дополнение к практике государственного га-рантирования частных банковских ссуд ветераны получили еще одну льготу. Ссуды предоставлялись по желанию заемщиков на срок до 10 лет и под очень низкий процент - не свыше 4,5% годовых. Факти¬чески Администрация по делам ветеранов практиковала выплату ком¬мерческим банкам - участникам программы разницы между средним процентным доходом по ссудным операциям и фактическим доходом по кредитам для ветеранов.
До начала 50-х годов прошлого века государственное участие в развитии малого бизнеса характеризовалось раздробленностью госу-дарственных программ по различным федеральным ведомствам, фраг-ментарностью законодательства. Значительная часть программ пред-ставляла собой реакцию властей на возникшие в экономике чрезвы¬чайные обстоятельства (войны, кризис).
Началом системного подхода к организационно-финансовой под-держке малых предприятий можно считать принятие в 1953 г. закона «О малом бизнесе» с последующими поправками. Согласно этому за¬кону была создана специальная государственная структура - Админи¬страция по делам малого бизнеса, ставшая правопреемницей Корпора¬ции по финансированию реконструкции и Администрации малых обо¬ронных предприятий, которые прекратили свою деятельность. К Ад¬министрации по делам малого бизнеса перешла и значительная часть полномочий бюро по малому бизнесу Министерства торговли, а также программа кредитования малых предпринимательских структур, соз-
68

6. Партнерство государства и малого бизнеса
даваемых бывшими военнослужащими, которая до 1953 г. находилась в ведении Администрации по делам ветеранов.
Согласно закону «О малом бизнесе» 1953 г., Администрация по делам малого бизнеса была уполномочена предоставлять займы малым предприятиям, выступать в качестве генерального подрядчика по фе-деральным контрактам на поставку товаров и услуг с тем, чтобы пере¬давать эти контракты предпринимательским структурам малого бизне¬са, оказывать ему техническое и управленческое содействие.
Подразделения Администрации на местах уполномочены следить за ходом реализации конкретных программ и проектов, предоставлять информационно-статистический материал для Администрации. Кроме того, они наделены правом содействия мелким инвестиционным про¬ектам и программам местного значения.
Региональным представительствам (каждое из которых объеди¬няет несколько штатов) отведена роль координации деятельности по оказанию финансового, организационного и юридического содействия малому бизнесу в данных регионах и принимать решения по выделе¬нию средств под конкретные проекты.
В конце XX - начале XXI века на предприятия малого бизнеса приходилось около половины ВВП. Они обеспечивали работой 52% за¬нятых в американской экономике, формируя образ жизни более поло¬вины американских семей. Совершенствование законодательства, пе¬рестройка административных структур, детализация соответствующих программ стали неотъемлемым элементом деятельности государства по содействию развитию малого бизнеса. В 2007 фин. г. расходы Админи¬страции по делам малого бизнеса превысили 28 млрд. долларов34.
Финансовое содействие малому бизнесу осуществляется путем предоставления прямых займов, займов на совместной основе с част¬ными банковскими структурами; гарантий по займам предприятий малого бизнеса у частных банковских структур для переоснащения производства, его расширения; приобретения оборудования, сырья и материалов; проведения научных исследований и разработок. Эти зай¬мы могут также иметь целью пополнение оборотного капитала малых предприятий.
Специальные займы предусмотрены для оказания поддержки предприятиям малого бизнеса, пострадавшим от природных, социаль¬ных катаклизмов, в том числе наводнений, землетрясений, пожаров, социальных беспорядков и т.д. Эти займы предназначены для восста¬новления пострадавших построек, недвижимости, оборудования.

В соответствии с положениями закона «Об экспорте предприятий малого бизнеса» (1980 г.), осуществляется программа по предоставле¬нию займов для содействия малым предприятиям в освоении внешних рынков. Отдел международной торговли Администрации ведет работу по обеспечению выхода малых предприятий на внешние рынки, ока¬зывая им разнообразную финансовую и техническую помощь.
Специальная программа финансирования предусмотрена для предпринимательских структур малого бизнеса в области энергетики и занимающихся производством, реализацией, установкой, обслужива¬нием или научно-технической разработкой систем и их элементов, предназначенных для экономии энергии. В отличие от других про¬грамм финансирования НИОКР на предприятиях малого бизнеса, эта программа не связана с получением федеральных контрактов на про¬ведение исследований и поставку товаров или услуг. В ряде отраслей предусмотрено дополнительное льготное кредитование малого бизнеса, в частности связанное с введением новых природоохранных стандартов, нормативов по охране труда и т.п.
В конце XX - начале XXI века приоритетной сферой государст¬венной экономической и научно-технической политики стало содейст¬вие развитию инновационного потенциала малого бизнеса. Одно из ее важнейших направлений - содействие развитию НИОКР на предпри¬ятиях малого бизнеса, специализирующихся в области исследований и разработок, имеющих высокое техническое и технологическое значе¬ние, реализующих исследовательские программы как для правитель¬ства по контракту, так и в собственных интересах.
Государственное содействие проявляется, в частности, в льгот¬ном кредитовании наукоемкого производства на предприятиях малого бизнеса. Еще в 1978 г. был принят закон о кредитовании новых энер¬гетических технологий в малом бизнесе, согласно которому Админист¬рация была наделена правом организовывать и осуществлять дополни¬тельное финансирование специальных проектов, при которых малые фирмы занимались бы разработкой, производством, продажей и об¬служиванием нового энергосберегающего оборудования, а также участ¬вовали в освоении альтернативных источников энергии. Средства, по¬ступающие от Администрации, предназначены для финансирования строительства малыми фирмами новых предприятий, реконструкции действующих, приобретения оборудования, проведения НИОКР.
В последующие годы правовая база поддержки НИОКР малыми предприятиями была усилена принятием закона Стивенсона - Уайдле-ра «О технологической инновационной деятельности» 1980 г.; попра¬вок к закону «О патентах и торговых марках» 1980 г.; закона «О кредитовании энергетических программ малого бизнеса» 1978 г.; закона «О развитии инновационной деятельности малого бизнеса»
70

6. Партнерство государства и малого бизнеса
1982 г.; закона «О центрах содействия развитию малого бизнеса» 1980 г.; закона «О содействии научно-исследовательской деятельности малого бизнеса» 1992 года.
Закон «О кредитовании энергетических программ малого бизне¬са» (1978 г.) представляет собой кредитную программу отраслевого ха¬рактера, охватывающую проведение малым бизнесом соответствующих исследований и разработок, производство им энергетического оборудо-вания. Речь идет о предоставлении целевых кредитов для коммерче¬ских проектов, связанных с проведением исследований. Закон наделя¬ет Администрацию по делам малого бизнеса правом предоставлять предприятиям малого бизнеса займы в целях промышленного строи-тельства, технического перевооружения и реконструкции, приобрете¬ния оборудования, сырья и материалов, проведения исследований и разработок для повышения эффективности энергоиспользования на предприятиях малого бизнеса и на предприятиях всех других отраслей экономики, выступающих покупателями энергосберегающего оборудо¬вания и технологий, разработанных и произведенных малыми пред¬приятиями.
Закон «О центрах содействия развитию малого бизнеса», приня¬тый в 1980 г., устанавливал процедуру и условия создания таких цен¬тров в форме кооперативных, общественных или частных бесприбыль¬ных организаций, пользующихся финансовой поддержкой государства, или организаций, создаваемых органами штатных и местных властей, но имеющих доступ к федеральному финансированию. Организаторами и учредителями подобных центров могли стать правительства штатов или их ведомства; местные органы государственной власти; корпора¬ции штатного и муниципального развития; государственные и частные финансово-кредитные корпорации и объединения; общественные или частные учреждения высшего образования, включая колледжи, уни¬верситеты, школы бизнеса, а также любые объединения двух или бо¬лее представителей вышеперечисленных структур. Учредители центров получили право обращаться в Администрацию по делам малого бизне¬са за грантами для финансирования их деятельности. В числе условий для получения грантов - обеспечение учредителями объема финанси¬рования из негосударственных источников, по меньшей мере равного объему запрошенного гранта; ограничение в размере грантов.
Данные центры призваны оказывать содействие малому бизнесу в решении проблем, касающихся организации производства; инженер¬но-технических вопросов; использования новых технологий, их разви¬тия и приспособления к потребностям малого бизнеса; вопросов управ¬ленческого характера; проблем организации учета и отчетности, рек¬ламы, сбыта и др.
Закон «О развитии инновационной деятельности малого бизнеса» 1982 г. обязал федеральные ведомства выделять специальные фонды для финансирования исследований и разработок, осуществляемых ма¬лым бизнесом по направлениям деятельности этих ведомств, учредил Исследовательскую программу по инновациям в малом бизнесе.
71

А.Н. Белинский, СВ. Ем ельянов, Л.Ф. Лебедева
Таким образом, согласно действующему законодательству, важ-нейшими направлениями деятельности Администрации в данной об¬ласти являются: содействие получению предприятиями малого бизнеса государственных контрактов на проведение НИОКР; доступ малых предприятий к результатам исследований и разработок, осуществлен¬ных по правительственным контрактам или за счет бюджетных средств; предоставление технического содействия малым предприяти¬ям в сфере НИОКР; создание и постоянное совершенствование банка данных, позволяющего каждому заинтересованному малому предпри¬ятию, обладающему необходимой квалификацией, участвовать в целе¬вых программах НИОКР для малого бизнеса; независимый контроль и надзор за реализацией программ НИОКР для малого бизнеса.
Инвестиционное содействие (в отличие от финансовой поддержки путем предоставления займов и кредитов) осуществляется путем моби-лизации частных финансовых ресурсов для малого бизнеса посредст¬вом распространения облигаций, долгосрочных долговых обязательств малого бизнеса. С этой целью учреждаются специальные инвестицион¬ные компании для малого бизнеса, которые обладают исключитель¬ным правом на операции на этом особом рынке.
Наряду с оказанием инвестиционного содействия (через инве-стиционные компании) осуществляется специальная программа помо¬щи предприятиям малого бизнеса в мобилизации ресурсов для приве¬дения своих производств в соответствие с природоохранными нормати¬вами и стандартами (по закону «О контроле за загрязнением окру¬жающей среды» 1977 г.). Эта программа реализуется путем предостав¬ления 100%-ных правительственных гарантий по всем контрактам, заключаемым предприятиями малого бизнеса на поставку, монтаж и обслуживание оборудования по очистке и контролю за загрязнением окружающей среды. Кроме того, Администрация предоставляет га¬рантии под специальные страховые сертификаты, которые выпускают¬ся инвестиционной компанией для малого бизнеса под все строитель¬ные проекты, где подрядчиками выступают фирмы малого бизнеса.
Основные принципы государственной политики получения ма¬лыми предприятиями федеральных контрактов на поставку товаров и услуг были сформулированы в законе «О малом бизнесе» 1953 г. и на¬правлены на обеспечение малым предприятиям справедливой доли всех закупок, товаров, контрактов и субконтрактов на собственность и услуги для нужд правительства.
В начале текущего десятилетия ежегодные расходы федерально¬го правительства на закупку товаров и услуг превышают 200 млрд. долл. При этом на долю малых предприятий приходится по меньшей мере 23% всех таких закупок35.В основе реализации программы содей¬ствия получению малыми предприятиями федеральных контрактов на поставку товаров и услуг - система «сертификации», внедренная Ад¬министрацией. Суть этой системы заключается в том, что Админист¬рация выступает гарантом предприятий малого бизнеса при выполне-
" Budget of the US Government. F.Y. 2005, p. 335. 72


нии правительственных заказов. Гарантия Администрации оформляет¬ся путем выдачи «сертификата пригодности».
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment