m_kalashnikov (m_kalashnikov) wrote,
m_kalashnikov
m_kalashnikov

ДОКЛАД ИНСТИТУТА США И КАНАДЫ ОБ ИННОВАТИКЕ В США: НОВЫЙ КУРС ОБАМЫ

Приход к власти Б. Обамы знаменует новую эпоху в развитии Соединенных Штатов Америки. Задачи, стоящие перед правящими кругами и лично перед президентом Б. Обамой как внутри страны, так и на мировой арене, требуют фундаментальных решений, основанных на подходах, адекватных сложившейся ситуации, - своего рода «ново¬го курса» XXI столетия. Глобальный финансово-экономический кризис, проблемы стабилизации американской финансовой системы, спасения реального сектора экономики, катастрофически ухудшающаяся ситуа¬ция на рынке труда в сочетании с международными обязательствами и стремлением к улучшению имиджа США в мире диктуют необходи¬мость модернизации политических установок и инструментов их реа¬лизации.
Среди наиболее актуальных проблем новой администрации -возрождение экономики, испытывающей эффект воздействия снежного кома, размеры и скорость движения которого заданы нарушениями финансовых потоков, банковскими крахами, ипотечным кризисом, ко¬торые в совокупности стали дестабилизирующим фактором функцио¬нирования производства, привели к массовым сокращениям, росту уровня безработицы. Однако, как показывают первые шаги новой ад¬министрации, повышение научно-технологического потенциала остает¬ся приоритетным направлением политики правящих кругов, что на¬шло отражение в принятом пакете мер по восстановлению американ¬ской экономики.
Вследствие падения доходов, кризиса кредитных рынков граж¬дане не в состоянии выполнить свои финансовые обязательства, что, в свою очередь, ведет к дальнейшей финансовой дестабилизации, уволь¬нениям, усилению дисбаланса на рынке труда. В результате - потре¬бительский спрос, традиционно выступающий в Америке в качестве локомотива экономического роста, перестает выполнять свою функцию, а стоимость поддерживаемых ипотекой активов продолжает подрывать балансы финансовых учреждений. Разорвать этот порочный круг, вос¬становив кредитные потоки, расширив систему социальных пособий, поступающих в экономику практически по мере их выплаты реципи¬ентам, обеспечить доступ предприятий к кредитам с тем, чтобы избе¬жать увольнений, сокращений заработной платы, банкротств, а также обеспечить поддержку предприятий, призваны чрезвычайные меры, первый пакет которых был принят еще президентом Дж. Бушем-мл. в
81

А.Н. Белинский, СВ. Емельянов, Л.Ф. Лебедева
феврале 2008 г. Тогда закон «О стимулировании развития экономики» США предусматривал примерно 170 млрд. долл. на поддержку потре¬бительского спроса и бизнеса в целях нейтрализации надвигавшейся рецессии, но это не смогло остановить сползание американской эконо¬мики в кризис.
Так называемый план Г. Полсона (Чрезвычайный план экономи¬ческой стабилизации, утвержденный в октябре прошлого года), со¬гласно которому было выделено 700 млрд. долл. на поддержку финан¬совых институтов путем приобретения их «проблемных активов» (в за¬висимости от ситуации) также не оправдал возлагавшихся на него ожиданий.
Экстренные меры государственной поддержки неэффективных или малоэффективных субъектов экономики - они сводятся преиму¬щественно к направлению в них бюджетных и резервных средств в различных формах, увеличению доли государства в активах «постра¬давших» компаний, к компенсации убытков финансовым структурам, скупающим активы банкротов, и т.п. - способны в лучшем случае на некоторое время приостановить (в очень ограниченных масштабах) распространение кризисных явлений.
В результате Б. Обама унаследовал ухудшавшуюся к моменту инаугурации (20 января 2009 г.) экономическую ситуацию и что не менее, а может быть, и более важно - особенно учитывая роль потре¬бительского спроса, потребительских планов американцев в наращива¬нии экономического потенциала, - кризис доверия. Кризис доверия руководству страны, допустившему нынешнюю ситуацию, кризис до¬верия системе, на которой исторически строились представления о личном благополучии в плане собственного жилья, получения образо¬вания, достижения в среднем (и относительно других стран) высокого уровня жизни.
В начале января Бюджетное управление Конгресса США оценило падение ВВП страны в 2009 г. минимум в 2,2%, а увеличение уровня безработицы - до 10% рабочей силы. Ожидания деловых кругов, судя по результатам опроса, проведенного в конце минувшего года Нацио¬нальной ассоциацией бизнеса, несколько более оптимистичны. Лидеры американской индустрии оценивают сокращение объема производства в США в 2009 г., по крайней мере, на 1%.
По результатам того же опроса, сокращение сотрудников плани¬руют в первом полугодии 2009 г. 39% компаний, 45% представителей бизнеса считают маловероятным кадровое пополнение в течение этого года. Среди фирм, предпринявших масштабные увольнения уже в на¬чале текущего года, - обладающий огромной популярностью амери¬канский гигант домашнего оборудования и ремонта (сети магазинов по продаже строительных и отделочных материалов для дома) Ноте Depot, объявивший об увольнении 7 тыс. продавцов и закрытии ди¬зайнерского центра Expo; крупнейший поставщик беспроводной аппа¬ратуры Sprint Nextel, упразднивший 8 тыс. рабочих мест. Мировой
82

Новый курс Б. Обамы (вместо послесловия)
лидер по производству бульдозеров Caterpillar не намерен в течение года возобновлять контракты с 20 тыс. рабочих и служащих.
В столь динамично ухудшающейся ситуации именно на восста-новлении доверия сделал акцент президент Б. Обама в одном из пер¬вых после инаугурации выступлений (26 января - на церемонии при¬ведения к присяге Тимоти Гейтнера, утвержденного Сенатом на пост министра финансов), когда признал, что экономическая ситуация в Америке и во всем мире становится мрачнее с каждым днем, но одно¬временно выразил уверенность в том, что его экономическая команда сможет вернуть веру американцев в жизнеспособность экономики страны. При этом президент подчеркнул необходимость прозрачности всех действий по реализации плана и мониторинга его результатов.
В феврале 2009 г. был принят план помощи экономике, кото¬рый содержит пакет мер (на сумму в 787 млрд. долл.) по выходу из кризиса, основанный на оказании поддержки реальной экономике, ис¬пользовании альтернативных источников энергии, на введении допол¬нительных налоговых льгот, расширении мер помощи семьям, ли¬шившимся стабильного источника доходов. Эти меры содержат инве¬стиционную составляющую и налоговую - в виде пакета налоговых льгот и скидок для физических и юридических лиц. Однако следует иметь в виду, что сфера влияния налогового механизма на потреби¬тельский спрос в нынешней ситуации весьма ограниченна из-за необ¬ходимости погашения обязательств, съедающих значительную часть располагаемых доходов, а инвестиционная программа рассчитана на экономический эффект в период начиная с 2010 года.
Инвестиционная программа охватывает разработку и внедрение альтернативных источников энергоснабжения, модернизацию феде¬ральных зданий, жилых домов, всей системы электроснабжения стра¬ны, улучшение материальной базы системы образования, развитие широкополосного Интернета. Особое внимание в Плане американского восстановления, направленном на стимулирование американской эко¬номики, уделено выделению дополнительных средств на развитие нау¬ки и высшей школы. Предусматриваются дополнительные ассигнова¬ния научным центрам в области ядерной физики, термоядерного син¬теза и физики высоких энергий, а также на финансирование проектов, направленных на поиск новых источников энергии, повышение эффек¬тивности и безопасности энергетических систем.
План восстановления экономики, содержащий разделы, связан¬ные с созданием инфраструктуры XXI века, разработкой и внедрением новейших технологий, носит масштабный характер, но его результа¬тивность во многом будет зависеть от восстановления доверия субъектов американского хозяйства к принимаемым мерам.
А.Н. Белинский, СВ. Емельянов, Л.Ф. Лебедева ПРИОРИТЕТЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ США В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА
Tags: ИСКАН
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments