m_kalashnikov (m_kalashnikov) wrote,
m_kalashnikov
m_kalashnikov

ПаровозЪ: фельетон от Игоря Стрелкова (дополненный вариант)


Оригинал взят у m_kalashnikov в "ПаровозЪ": фельетон от Игоря Стрелкова


Игорь Стрелков


ПАРОВОЗЪ

Василий Васильевич Петров руководил Восточно-Западной железной дорогой. И, хотя руководил он ей довольно давно - лет уж с дюжину - заслуженно имел право считаться руководителем "современного типа" по целому ряду критериев, основными из которых являлись полное незнание теории и практики железнодорожного дела и столь же абсолютное отсутствие интереса к данным предметам. Явление сейчас настолько характерное, что, в общем, никто среди окружающих ему не удивлялся и все воспринимали как должное, проявляя к Василию Васильевичу уважение, соответствующее его высокой должности статусу, а также умению подать себя. Тем более, что последнее В.В.Петров делать умел.
При нем ВЗЖД значительно расцвела - у ней появилось собственное пиар-управление, своя газета, своё телевидение и множество дочерних фирм - от ОАО "Железный лимонад" до ЗАО "Западно-восточное партнерство сухопутных траулеров". Последняя занималась разведением рыбы мясо-молочных пород в нефтяных цистернах во время перегонки их порожняком в обратном направлении к нефтепромыслам - эдакое "ноу-хау", чтобы зря не пропадали эксплуатируемые объемы. Рыбы самой никто не видел, но на поддержку данного ЗАО регулярно выделялись крупные кредиты и убытки каждый квартал росли стабильно прогрессивно.
Еще современность Василия Васильевича ярко проявлялась в том, что и на все основные посты на дороге, а также во главе всех бесчисленных ОАО и ЗАО (а также офшоров - куда ж сейчас без них) он поставил своих друзей и знакомых. Всех как один - столь же совершенно не разбирающихся в порученном деле и, соответственно, "свободных от застарелых подходов". И потому очень креативных. Праздники, юбилейные торжества и спортивные состязания не успевали сменять друг друга! Некоторые из них даже годами дожидались свободного дня, но старились и тихо счастливо умирали на достойной пенсии... Каждый вокзал, полустанок и ларек украсились огромными яркими бронзовыми статуями, гербами, триумфальными арками и памятниками выдающимся (литературным и реальным) железнодорожным жуликам прошлого - от несравненного Остапа Ибрагимовича до еще более незабвенного Бориса Николаевича. Расходы на флаги, растяжки и прочие необходимые железнодорожные аксессуары росли год от года, наполняя карманы хозяев соответствующих ООО благосостоянием, а сердца благодарных пассажиров - радостью.
И рядовые работники тоже обойдены не были! Количество выходных дней увеличивалось год от года и позволяло надеяться, что в самом скором времени Ново-Новогодние каникулы через Староновогодние, Рождество, 23-е февраля и День Святого Валентина окончательно сольются с Пасхальной неделей и 9-м Мая, чтобы затем плавно перейти в летние отпуска...
Кто, спрашиваете, в таком случае, водил локомотивы, мыл вагоны и таскал поклажу пассажиров? Ну, для таких дел вовсе не обязательно привлекать штатных работников! Креатив в том, что подобные мелочные дела поручили официально не работающим иностранцам - уджикам и тазбекам. Им ведь ни праздников, ни выходных не нужно, и платить им надо меньше ну, раза в три-четыре минимум. Правда, здорово?!


***


За небывалый расцвет порученной в управление отрасли - Василий Васильевич пользовался заслуженной славой в коллективе и среди "переменного контингента" (как он по прежней профессиональной привычке называл проезжавших и сопровождавших грузы граждан и неграждан). И явно им наслаждался, с удовольствием принимая цветы и восхваления во время посещения подведомственных подвалвагонзаводов и конно-спортивных рыбалок, а также облетая свою дорогу на воздушном шаре, занимаясь археологическим дайвингом и водя на нерест взятых под персональную защиту амурских тигров. "Скромность - пережиток проклятого советского прошлого, она вредит развитию!" - любил он повторять на собраниях коллектива, неизменно срывая бурные и продолжительные аплодисменты, плавно переходящие в овацию.

Всё было замечательно и подавало надежды на столь же счастливый конец через много-много сроков переаттестации (давно превратившейся в совершенно формальную процедуру, в ходе которой члены аттестационной комиссии публично и с нескрываемым презрением отвергали всех других кандидатов и пользовались возможностью в самых изысканных выражениях воздать должное величию и таланту действующего Директора). Однако... Как всегда бывает в нашем несовершенном мире, нашлись недоброжелатели, захотевшие щедро плеснуть дёгтя в сплошной мёд и разлюли-малину безоблачного существования всей Восточно-Западной дороги и ее достойного руководителя.

Конкуренты... Мелкие ничтожные личности! - как говаривал истинный духовный предтеча "Перестройки" и реальный идеолог современного российского железнодорожного строительства Паниковский. Они не дремали... И пока, ни себя, ни соратников не жалеючи, Василий Васильевич развлекал коллектив и проезжающих чемпионатами галактики по пляжному баскетболу, увлекательнейшими соревнованиями "чья яхта длиннее?", а также играми "найди меня в шубохранилище", враги упорно вели свои грязные интриги и в итоге постоили высокоскоростную магистраль "север-юг" и ""Заападно-восточную объездную монорельсовую трассу". А потом (завершив строительство) совершили просто преступный акт саботажа - резко снизили тарифы на собственные перевозки и (хуже того) по демпинговым ценам начали скупать четверть века назад отпущенные в самостоятельное плавание "дочки" нашей собственной ВЗЖД... Чем, должен признаться, вогнали и самого Василия Васильевича в полный ступор и его многочисленных друзей-советников - всех заслуженных товарищей по бесконтактному кик-боксингу, альтернативных чемпионов (так в тексте - ред.) Мира по шахматам и заслуженных борцов с допингом.


***
Сначала Василий Васильевич попытался действовать так, как учили в далекой юности, когда он (если верить его собственным воспоминаниям) ходил в шахматную школу и где овладел целым набором приемов, обеспечивавших успех в самом сложном поединке: "гамбитом доской по голове", эндшпилем "опрокинь стол" и (самым успешным) - "дебют е-два - первым и потом еще в глаз - е-четыре". То есть, попытался он вернуть самый важный и ценный "филиал" - "Юго-Восточно-Западный Незалежный Перегон" "в лоно" родительской компании путем жесткого прессинга, с одной стороны, и обихаживания тамошнего "первого" путем щедрого безвозвратного кредитования - с другой. Не получилось. Почему и как все происходило - это отдельная песня и не предмет нашего теперешнего фельетона, поэтому сразу пойдем дальше. Факт в том, что "Незалежный Перегон", несмотря на все очевидные выгоды слияния, техническое банкротство и собственный неизбежный крах в ближайшем будущем, предпочел взорвать мосты, разобрать рельсы и без всяких прав влиться в состав "Западно-Восточной Объездной Монорельсовой»...
Вышел большой конфуз. В любой другой государствообразующей компании после такого тотального фиаско полетели бы головы... Не один начальник отдела ушел бы в никуда без пенсии и "золотого парашюта". А у некоторых конкурентов (особенно в Восточно-Восточной железнодорожной компании "Великая Шёлковая Стена") даже сложно представить персональные последствия...
Но наш Василий Васильевич потому и считается гением железнодорожного дела межгалактического масштаба, что его поведение всегда предельно нестандартно. Своих не сдаёт! Соратники всегда об этом говорили восторженным полушёпотом: мол, "что ни сделай - спали центральный вокзал, разворуй в хлам и доведи до банкротства самый прибыльный вагон-ресторан, заключи невыгодное соглашение, по которому клиенту за каждую оказанную тому дорогой услугу еще и доплатить придется - Наш все простит! Ибо - неподражаемо великодушен и широк! Главное -не забывать регулярно целовать в одно руководящее место... и всё! Эка мелочь!"
В общем, все остались при своих и на своих. Даже те, кто непосредственно ведал отношениями с давно катившимся по кривой дорожке "Незалежным Перегоном" и в качестве единственной меры упорно предлагал "дать им еще бабла"...

***

Однако, одной лишь мелкой неприятностью с "незалежниками" дело не ограничилось. Как водится, посыпались напасти как из рога изобилия... То булгарские обходчики доходный перегон закроют, то тарацкие поставщики помидоры (уже оплаченные) в торгово-передвижной общепит не поставят... А, самое главное, проклятые конкуренты тарифы как снизили, так обратно и не повышают. А если повышают, то самую малость...
Снова надо отдать должное Василию Васильевичу - сложа руки он не сидел. И раньше в соседние железнодорожные хозяйства наведывался нередко, и теперь попробовал решить все вопросы путем прямых переговоров. Но - никак. Враги. Не хотят. Ни тарифы снизить, ни ВЗЖД кредитовать, как раньше. У-у-у, уроды... Не боятся ни статей, разоблачающих их в "Восточно-Западных Вестях юного железнодорожника", ни обличительных передач и ток-шоу Кукушкина-Шапиро на "Общественном железнодорожном телевидении", ни бурных митингов мото-дрезинщиков... Буквально всё из проверенного арсенала подавления внутренних конкурентов для "врагов унешних" - комариный писк... (да и вообще, слышат ли?).
Между тем, пока тянулись сирии-мырии, допинги-попинги, но еще недавно блестящее состояние финансов Восточно-Западной компании начало стремительно приходить в упадок. Вдруг выяснилось, что некогда доходнейший "Пропан-Пром" потерял в капитализации даже не в разы, а подешевел на порядок. Что все "желбанки" требуют центрального кредитования, а непрерывно растущие расходы резко превышают столь же заметно падающие доходы... "Дефицит", короче. Того и гляди, на очередной межпланетный чемпионат по кёрлингу бабла не хватит...
Два года подождали. Погадали на кофейной гуще, обошли всех гадалок и астрологов, заплатили им безумные бабки за предсказания и пророчества о том, что "тарифы вернуться взад"... Не то, что бы те ворожеи с оракулами совсем обманули... нет... Тарифы - действительно в заду. Только не совсем в том, и не совсем так, как хотелось бы... Постепенно даже до Василия Васильевича начало доходить, что надо бы что-то делать. Непривычно, конечно.... Давно не приходилось... Но – надо! А то так, глядишь, несмотря на все прошлые умопомрачительные спортивные успехи, к следующему сроку аттестационная комиссия поменяться может...

***


Вернемся на многие годы (наверное, уже десятилетия) в прошлое, когда нынешний Василий Васильевич еще был простым василием васильевичем или даже просто василием... Васей. В ту далекую эпоху (некоторые ее считают вообще легендарной, а другие утверждают, что этого не было и не могло быть - потому что Василий Васильевич был всегда и пребудет вечно) В.В.Петров работал санитаром по специальным поручениям в одном огромном и довольно беспорядочно управляемом, но относительно благоустроенном ведомственном Восточно-Западно-Юго-Северном Дурдомном управлении (ВЗСЮДу). Те, кому сейчас за 35, его не могут не помнить - на слуху оно пребывало постоянно. Весьма специфическое было заведение. Со своими достоинствами и недостатками. Но Бог с ним, кануло в Лету, как и всё, что есть и будет в нашем бренном мире (ведь вечен только сам Василий Васильевич, как некогда был вечен тамошний главврач Леонид Ильич)...
Василий Васильевич работал в корпусе для "особо буйных". Маленьком, но очень знаменитом, поскольку он впоследствии дал упомянутой железнодорожной компании (и соседним самоопределившимся "дочкам") целую плеяду выдающих реформаторов и руководителей. Поскольку корпус располагался справа от входа на территорию, то его принято было называть "правым", а в связи с тем, что порядки были в корпусе предельно мягкие (относительно остальных - "тихих" корпусов), то "выпускники" данного лечебного заведения до сих пор с гордостью именуют себя "право-либеральными".
Василий Васильевич одно время общался с тамошним "переменным контингентом" чрезвычайно тесно, играл вместе с ними в совместно созданном (по благословению одного из Главврачей - Юрия Владимировича) кружке самодеятельности. И, исходя из профессиональных интересов, очень много и часто слушал в палатах горячие спичи о "рыночной экономике железных дорог", "свободе торговли спиртными напитками на перронах и в вагонах", "правах ночных бабочек" и прочих ранее незнакомых и интереснейших для рядового санитара-шахматиста предметах. Многие "наполеоны", "прокуроры" и прочие незаслуженно гнобимые советской властью великие люди нашли в нем тогда благодарного слушателя.
Слушал Василий Васильевич их настолько внимательно, ласково и сочувственно, что, когда ВЗСЮДу было распущено заседанием совместной комиссии врачей и вождей пациентов, а буйные сумасшедшие из палат и бараков разбежались по окрестностям, наводняя их митингами, национальными конфликтами, рэкетом и прочими прогрессивными историческими событиями – он, в отличие от массы рядовых санитаров, без дела не остался. Талантливые люди, тяжко томившиеся в "право-либеральном" корпусе ВЗСЮДу, обретя заслуженные еще дедушками и бабушками свободу и власть, Василия Васильевича за его ласковость не забыли. Один из них, возглавив Северо-Северо-Западную Конку, пристроил В.В.Петрова в железнодорожное хозяйство, где тот сумел впервые проявить все те выдающиеся качества, каковые ныне известны в мировом железнодорожном масштабе и за которые он (немного позже) оказался вознесен на нынешние высоты. Ну, когда сумасшедших "право-либералов" постепенно вывели из высших кабинетов и поотправляли на стационарное лечение по персональным комфортабельным санаториям, типа Жел.-Сбербанка или Жел-Нано.
Когда сам Василий Васильевич возглавил Дорогу, он долгое время бывших своих друзей-пациентов постепенно от непосредственного руководства движением отстранял, заменяя, по возможности, приятелями-санитарами. Чтобы, с одной стороны, в родном привычном коллективе оказаться, а с другой - совсем уж крупные аварии предотвратить, которые возникали по причине новаторских, опережающих своё время на тысячелетия, но слишком уж безумных экспериментов в исполнении друзей-"наполеонов". Но от бесед с ними по-прежнему не отказывался и к советам прислушивался. Ибо к талантам и аналитическим навыкам жертв советской карательной медицины сохранил по сей день глубочайшее уважение.

***

Но вот пришло время "бурь". Благословенные "тучные годы", когда стоило бросить на перрон недокуренный бычок, как его тут же подбегал с совком убрать прилежный узджик или тазбек, когда яхты ежегодно росли в метровом выражении, опережая рост тарифов, а любой чемпионат по крокету завершался возникновением, словно грибов после дождя, целых россыпей шубохранилищ - завершились... И, видимо, окончательно.
Осознав сей прискорбный факт, собрал наш Василий Васильевич начальников главков, дорог, дорожек и прочих ОАО и ЗАО и воспросил:
- Что делать-то дальше будем, братаны-санитары? Как тарифы понизим или расходы сократим?
Но возмолчали братаны-санитары, заслуженные чемпионы ВЗЖД по подводным шахматам без допинга. Только потели и кряхтели, заплывшими глазками растерянно моргая. Кроме предложений типа "А давайте конкурентам бойкот объявим!" или "Проведем агитационную кампанию за пользование только нашим отечественным железнодорожным транспортом!" - больше ничего внятного не прозвучало.
Нельзя сказать, что Василий Васильевич к предложениям не прислушался - ведь что-то родное, неизбывно-ностальгическое, из далеких счастливых "санитарных" времен - в них чувствовалось едва не на ощупь. И бойкоты пообъявляли, и на кампанию агитационную опять безумные деньги грохнули (даже специально несколько новых заграничных ОАО под их распил завели), и мото-дрезинщикам новые жел-байки купили для поездок "с ветерком" по узкоколейкам конкурентов. Но эффекта - "около нуля". Скорее даже "минус", если судить по кассе. Только отчетов бумажных десятки томов прибавились, но (вот беда!) макулатуру сейчас не собирают...
Озаботился и закручинился Василий Васильевич - ибо не могут санитары-шахматисты ничего путного подсказать. Свежее что-то надо... креативненькое... А ну, как спросить друзей из "временного контингента"?
А что там скажет уважаемый почетный железнодорожник Алексей Леонидович Кудряшкин? Ведь давненько Василий Васильевич его зажигательных речей не слыхивал... А ведь Главный научный сотрудник "Межгалактической академии свободных искусств имени Егора Тимуровича И Его Команды" ничего плохого, кроме хорошего, подсказать по определению не сможет! Опять же, старый, проверенный клиент родимого "право-либерального" корпуса. Смирительной рубашки не испортит!
Вот и вызвали Кудряшкина. Тот, для порядка, как водится, поупирался, поотнекивался, посверкал сердито золотыми дужками пенсне "а-ля Предводитель Дворянства", но на собрание железнодорожных санитаров-шахматистов во главе с Василием Васильевичем все же пришел...
Обратил к нему Василий Васильевич чело своё высокое и воспросил:
- Ну и как, любезный Вагоноуважаемый и Премногоуважатый, надо нашу Железную дорогу реформировать, чтобы она при нынешних тарифах снова начала приносить прибыль, а убытки сократила? Ты ж тоже акционер, как-никак, давай, креативь!
И все замерли... Ждут... Что скажет великий?
А тот еще пенсне посверкал, покряхтел, помычал и ехидно-трескуче, очень веско бросил в напряженный зал:
- ПаровозЪ!
Вот так вот! С ТвердымЪ ЗнакомЪ! И торжествующе пенсне блеснул, нижнюю губу гордо поджав.
Сидящие в зале бывшие санитары сначала не поняли - начали тихо перешептываться: "Что провозЪ? Какой паровозЪ?" Но многочисленные бывшие пациенты (их даже после распределения по санаториям, по традиции, продолжают приглашать на советы Правления ВЗЖД) сразу восхищенно вздрогнули:
- Ну! Конечно! Конечно же, ПаровозЪ! И обязательно, с ТвёрдымЪ ЗнакомЪ! Никак иначе! ОН ГЕНИЙ! Голова! Я бы ему палец в рот не положил!
В общем - буря восторга разразилась. Василий Васильевич, однако, ничего не понял. Но будучи человеком опытным (карательная медицина хорошо дисциплинирует) вида не показал, а, милостиво кивнув, зашел с другой стороны:
- Алексей Леонидович! Что ж ты очевидные вещи говоришь? Это и так всем понятно, а мне - тем более. Но вот тут, в зале, сидят люди, которые в железнодорожном хозяйстве хоть и давно, но до сих пор сути его не поняли. И, тем более, за бесконечными спортивно-культурными акциями историю немного подзабыли... Ты разъясни им подробнее. Разверни, так сказать!
- Что? Такие неучи, что не можете понять "Гиганта Мысли" по одной фразе? - Кудряшкин позволил себе поехидствовать:
- Что неясно? Ну, ладно... для убогих разверну... ПаровозЪ - это традиционное, исконное и в тоже время новаторское решение всех проблем нашей железной дороги! Вернувшись к паровозу, мы можем резко и радикально удешевить эксплуатацию и снизить накладные и эксплуатационные расходы. Как? Что, опять не поняли? Ну, тупые.... "совки", одно слово... ничему вас демократия за 25 лет не научила... Внемлите! С введением паровоза мы не только сможем отказаться от таких затратных объектов, как все электро-подстанции и сопутствующее оборудование, но и получим внеплановую прибыль за счет сдачи в металлолом проводов, трансформаторов, электро-локомотивов! Это же золотая жила! ПаровозЪ в эксплуатации гораздо дешевле электровоза - уголь да вода - все, что для него нужно. Того и другого у нас предостаточно! А в кочегары и тазбеки сгодятся - их и учить не надо: бери лопату, да кидай уголёк. Нынешних водителей локомотивов можно будет сократить по ненадобности - вот еще одна статья экономии...
- А паровозы где возьмем? - осторожно высказался откуда-то из зала младший подпомошник заместителя столоначальника Дмитрий Рогожкин. - Старые-то, с госрезерва, давно в металлолом сдали... Они теперь в виде шуб у одного нашего коллеги воплощены...
- Элементарно!- фыркнул Кудряшкин. - Закажем за границей! Как всегда! И тем еще улучшим международные отношения с нашими дорогими западными партнерами... Я говорил и повторяю: Паровозу нет, не было и не будет альтернативы... пока на конный транспорт не вернемся, конечно... Но это - светлые перспективы будущего!


Tags: Игорь Стрелков, ПЖиВ, письма Максиму Калашникову
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

Recent Posts from This Journal