НЕ ТОЛЬКО «ОРЛИК» ВЗЛЕТАЕТ!

Максим Калашников

НЕ ТОЛЬКО «ОРЛИК» ВЗЛЕТАЕТ!
«Биоцевтика» - первый успех нашей программы региональных торговых марок. Модель «продовольственной низовой индустриализации» по Д.Половинкину


Только вернулся из Орла. Итак, первая, пилотная партия лимонадов с «чистой» этикеткой, сделанных целиком из натуральных экстрактов полезных растений, пошла в продажу в торговой сети «Линия». Определился и самый успешный продукт – лимонад «Орлик Юбилейный». Провели первые переговоры с переработчиками молока о создании новых торговых марок региона с оригинальными вкусами. Привезли и образцы томатного сока с пряными вкусами (с экстрактами нескольких растений).
Но мы пробуем запустить на Орловщине не просто производство продуктов без всяких синтетическо-химических вкусоароматических добавок, а модель новой, продовольственной индустриализации. В условиях, когда прежняя промышленность побита, когда нет ни доступного дешевого кредита, ни денег вообще, ни нормальных налогов.



***

Господи, как невыносимо приятно отвлечься от сирийской жвачки и внешнеполитиеского переливания из пустого в порожнее! Дело – самое увлекательное занятие. Итак, напомню наш замысел.
Итак, компания «Биоцевтика» (http://www.biozevtika.ru/) во главе с Дмитрием Половинкиным в сотрудничестве с предприятиями пищевой промышленности Орловской области создала линейку полезных для здоровья продуктов: образцы лимонадов и несладких напитков с целебными свойствами и оригинальными вкусами. В этих напитках используются не синтетические и вредные для здоровья вкусо-ароматические имитаторы груши, лимона и т.д., а настоящие экстракты из полезных растений.
ООО «Биоцевтика» - современное производственное предприятие с уникальным оборудованием, использующее усовершенствованную советскую технологию докритической СО2-экстракции полезных жирорастворимых веществ, содержащихся в лекарственных растениях, пряностях, специях, кореньях.
С помощью такой технологии (с участием Института напитков) в рекордные сроки созданы лимонады серии «Орлик», не имеющие мировых аналогов по качеству и доступности. (Иностранные биолимонады дороже на порядок). Первая партия произведена «Союзом Орловщины», за что ей низкий поклон. Правда, оборудование у кооператоров – ветеранское, потому разлили в советские классические бутылки с кронпробками. (На Орловщине летом из-за нехватки оборотных средств погибло последнее предприятие, способное разливать естественные лимонады с сахаром в полиэтиленовые бутылки, имеющиеся мощности – это импортное оборудование, предназначенное только под лимонады с использованием синтетических подсластителей).
Мы провели «разведку боем», сделав пять продуктов. Чтобы посмотреть, что понравится покупателям. Итак…
«Орлик Юбилейный» - лимонад с эмульсиями экстрактов кардамона, мяты, мелиссы, можжевельника, зверобоя, цедры лимона.
«Орлик Можжевеловый» - с можжевельником, шалфеем, кардамоном, полынью, цедрой апельсина.
«Орлик Мятный» - с мятой, мелиссой, ромашкой, донником, цедрой лимона.
Также разработаны и выпущены несладкие спортивные напитки (воды) серии «Орлица».
«Орлица мятная» - артезианская вода с мятой, ромашкой, кардамоном.
«Орлица душистая» - вода с донником, можжевельником и цедрой лимона.
Аналогов этой продукции нет, потому что считалось, что жирорастворимые (липофильные) экстракты перечисленных полезных растений невозможно развести в воде (или в лимонаде).Но «Биоцевтика» создала технологию создания микроэмульсий таких экстрактов, которые в воде растворяются.
***

Наше предложение: все это позволяет Орловщине создать уникальные продукты марки «Орловская коллекция». Применив экстракты полезных растений и пряностей не только в лимонадах и несладких спортивных напитках, но и в производстве оригинальной, экологически чистой, вкусной и полезной для здоровья пищи – молочных продуктов (йогуртов, кефиров, творогов, мягких сыров), соковых коктейлей, мясных и кондитерских продуктов. Мороженого самых оригинальных вкусов (например, с экстрактом черного перца, оно в московских кафе идет очень хорошо) Такая пища будет иметь «чистую этикетку» (в ней не будет никаких синтетических пищевкусовых добавок типа «Е»), что соответствует мировым тенденциям развития. В планах – продолжение линии лимонадов «Орлик» и вод «Орлица» (рецептуры разрабатываются). Например, имбирного лимонада.
Есть в планах создать напиток, повторяющий по вкусу классический (не нынешний, а классический, 1979 г.) «Байкал» - но под иным названием.
***

Мы делали наши биоцевтические фитонапитки к 450-летнему юбилею Орла 5 августа 2016-го и с задачей справились.



Первый рубеж взят! Огромное спасибо торговой сети «Линия» (корпорация «Гринн», Николай Грешилов – глава). В трех гипермаркетах Орла была прекрасно выложена наша продукция. При этом мы не вышли за границу доступного ценового сегмента: лимонады продаются по 32.90. По таким же ценам и ниже идут ужасные «типо-лимонады» на смеси эрзацев и с неким «сладином» вместо сахара.
Что мы получили? Лучше всего берут «Орлик Юбилейный» - он идет втрое-вчетверо лучше, чем остальные лимонады. А вот несладкие «фитнесовые» напитки пошли плохо: люди к ним не привыкли. Это сейчас модно скорее среди хипстеров и столичных бонвиванов. Так что с нашими фито-напитками мы еще поработаем. Есть отличный замысел сделать их молодежными.
Так что намерены нарастить выпуск «Юбилейного». Будем работать над более современными бутылками и оформлением. Интерес к выпуску таких лимонадов проявлен другими производителями. Правда, им нужно будет поставить оборудование для работы с классическим (полностью естественным) сахарным сиропом, а не с западными эрзацами.

***

В чем – наш замысел? Запустить новую модель индустриализации «снизу», назло макроэкономическому маразму, царящему в РФ. В условиях, когда нет ни кредитов, ни оборотного капитала, ни налоговых льгот, ни нормальных отношений с торговыми сетями (федеральные торгсети просто гнобят производителей, либо их не пуская, либо вынуждая соглашаться с такими низкими закупочными ценами, что приходится гнать сущее гуано, фальсификат, состоящий их низкосортного сырья и массы синтетических добавок).
Учредитель «Биоцевтики» Дмитрий Половинкин предложил вот что: создаются новые торговые марки-бренды, принадлежащие властям региона. Например, «Орлик» и «Орлица». Причем эти марки – действительно вкусные и качественные продукты, без использование всяких «Е»-присадок. Наш ответ «Кока-коле», грубо говоря.
Региональные власти предлагают локальным производителям: вы производите продукты под этими марками, отчисляя в региональный бюджет по 2-3 рубля с единицы продукции (роялти). За свой счет. Но власть в обмен на это обеспечивает поступление продукции в торговые сети – как местные, так и федеральные, работающие на местах. (Рычаги есть). При этом сами сети тоже зарабатывают: они получают качественный товар и хорошие отношения с властями, с местными производителями. В итоге производство получает загрузку мощностей и развитие, создаются новые рабочие места, пополняется региональный бюджет. А потребитель обретает доступный по цене, качественный и здоровый товар. Самые разнообразные напитки и пищу. Его деньги напрямую питают промышленность и аграриев, позволяя им подниматься.
Если продукция завоевывает успех, она выходит за пределы региона, Опять-таки с выгодой для всех.
Такова суть программы Орловщины – «Орловской коллекции» - первыми ласточками коей стали биоцевтические, инновационные лимонады.

***
Но «Биоцевтика» предлагает идти дальше. Совмещая обогащая программу новыми элементами. (Изложу здесь предложения: пока этого нет в жизни).
Почему это – модель продовольственно-«низовой» индустриализации? Потому, что Половинкин предложил выход из тупиковой ситуации. Каждый регион сейчас готовит площадки для инвесторов-производителей с подведенными к ним газом, водой, электричеством, транспортными коммуникациями. Дескать, ставьте у нас какое-нибудь производство и платите налоги. А что там вы будете производить и как это сбывать – не наше, мол, дело. Сами крутитесь. Чаще всего из этих «промышленных парков» мало что получается.
Глава «Биоцевтики» предложил схему намного более продуманную и выгодную. Итак, промышленник (или тот, кто поставил завод на предложенной регионом площадке) получает не только возможность что-то производить, но и получает возможность сбыта продукции – в рамках развития и продвижения региональных торговых марок. Он входит в торговые сети с помощью местной власти, каковая при этом обретает еще один источник пополнения бюджета. А бюджеты регионов РФ сейчас (из-за «мудрости» Центра) – все в дырах. Ну, и торговцы свою долю получают.
Это гораздо лучше, чем просто зазывать производственных инвесторов на площадки, где есть «розетка», а дальше – снимать с себя всякую ответственность.
Можно дополнить программу тем, что региональная власть создает и свою торговую сеть (фирменную торговлю), причем на условиях франшизы. Такая товаропроводная сеть строится частными предпринимателями, коим регион помогает и помещениями, и защитой от административного давления. Фирменная товаропроводная сеть становится орудием давления на всякие «магниты», «пятерочки» и «ашаны», делая их более сговорчивыми и не позволяя им буквально выжигать местных производителей. Сам регион также выигрывает: ибо теперь, помимо отчислений за пользование региональными брендами, он получает еще и доходы от торговой франшизы.
Но можно пойти дальше и совместить это с программой фактически воскрешения малого и среднего бизнеса, сильно вырезанного и вытоптанного за последние годы. Итак, на подготовленные регионом площадки ставят свои небольшие предприятия аналоги Олега Сироты (с его мини-заводом сыров). Один сыры варит, другой – лимонады льет, третий – делает кондитерские изделия и так далее. Все они – если делают качественную продукцию – получают участие в программе региональных торговых марок. Например, в той же «Орловской коллекции». (Можно представить ее аналоги – какие-нибудь «Кубанский вкус», «Архангельские лакомства», «Донское изобилие»). Тем самым малый и средний производственный бизнес получает возможность расти и развиваться.
Но вот еще один шаг: региональная власть для этого (через свою корпорацию развития, скажем) привлекает из федерального центра льготные кредиты и гранты для такого малого-среднего бизнеса. Ибо сейчас на федеральном уровне есть, например, и Корпорация поддержки малого бизнеса, и Фонд поддержки промышленности. Но попробуй-ка небольшой производитель получи их помощь! Тут море бумаги исписать надо. А с помощью региона льготные ссуды и гранты выбить можно.
Что происходит дальше? Масса «молодых саженцев» в производстве на региональных площадках начинают развиваться. Кто-то из них, конечно, остается на мало-среднем уровне. А кто-то, сумев произвести классные продукты, начинает вырастать в крупное производство. Мы получим еще и новые фирмы-производители с динамичным развитием.

***

Вот такие планы сейчас у моих друзей. Текущих проблем хватает. Надо и над линейкой лимонадов работать, и бороться с идущим сверху макроэкономическим маразмом.
Лично для себя открыл еще один маразм наших правящих «рыночников». Они, типа, ввели облегчение жизни для малого бизнеса, придумав упрощенную схему налогообложения – без НДС. Но оказывается, что из-за этого малый и средний бизнес не может работать с теми же торговыми сетями. Ибо им приходится платить НДС за поставщиков-«упрощенников»! По тому же принципу малый бизнес на «упрощенке» не может работать поставщиком у крупных предприятий. Нужно непременно поставлять продукцию от изготовителя на «упрощенке» той же торговой сети только через предприятие, платящее НДС. Ничего не скажешь – «позаботились» о малом предпринимательстве!
НДС, конечно – налог-убийца производства. Но либо его отменяют и заменяют иными налогами, либо его должны платить все.
Мы в Орле столкнулись именно с таким случаем. Еще советские потребкооператоры-то из «Союза Орловщины» - на «упрощенке». В общем, решаем и эту проблему, порожденную на ровном месте.
Но, в общем, движение начато – и отступать нельзя.

***
Для особых долдонов из Рунета, занятых только «революционностью» и «священными войнами», особо замечу: мир не может состоять только из таких, как вы. Большинству людей в регионах надо выживать (как и регионам тоже). Там идет совсем иная жизнь – и где-то поверху что-то шумит о Сирии и о каких-то внешнеполитических победах. Надо уже теперь предлагать таким людям Дело. Кстати, в расчете и на будущее. Потому что проблему новой индустриализации и борьбы с засильем федеральных торговых сетей надо начинать решать уже сегодня.
Предлагаемая схема – это путь из тупика, это зародыш иной реальности. И на нее органично лягут те дешевые кредиты, и те разумные налоги, за которые мы боремся.
Так что будем работать. Взлетает не только «Орлик» - на разбег идет гораздо более масштабное Дело.

Очередная подлость
Та-ак, понятно, почему власть нацелилась в эти самые дни на введение акциза на сладкие напитки. Как же они ненавидят тех, кто способен делать реальное дело.
Надо бы упредить их следующую подлость. Вполне возможно, что они введут какой-нибудь налог на альтернативную энергетику, обесценивающую их керосинку. Надо бы ввести моду на отделку домов и балконов декоративными панелями, имитирующими своим видом солнечные батареи. Чтобы они задолбались выискивать среди них настоящие.