Теперь ясно, что отвечать придется пилотам

Начало темы -
https://m-kalashnikov.livejournal.com/3814580.html
https://m-kalashnikov.livejournal.com/3813440.html

Крах «суперджетовщины»: что дальше?
https://youtu.be/L9fV1TdCV44

В студии члена Федерального совета Партии Дела Максима Калашникова - Сергей Крутоусов, экс-советник Департамента воздушного транспорта Минтранса РФ, экс-сотрудник ЦНИИ-30 ВВС СССР. «Суперджетовщина» потерпела крах, МС-21 – под вопросом, судьба совместного с Китаем дальнемагистрального лайнера – в тумане. Что делать для спасения русского гражданского авиастроения?


Максим Калашников

Теперь, когда опубликованы переговоры КВС злосчастного "погосяноджета" с диспечером, ясно:

- Приборная доска самолета работала (командир заявил, что заход на посадку вел по курсо-глиссадной системе ИЛС). http://tws-ua.com/company/projects/ils

- При этом самолет "нырнул" под глиссаду, шел с повышенной скоростью.

- Связь была по запасному каналу, хотя и прерывистая. КВС не сообщает о совершенно критической ситуации, рассчитывает посадить самолет в штатном режиме, нет ни слова о том, что не работает приборная панель, КВС не просит дать ему покружить, чтобы сжечь часть топлива ("ССДж" не оборудован системой аварийного сброса горючего в полете). Нет ни слова о каком-то задымлении на борту. То есть, диспетчер уверен, что гнать спасателей к полосе заранее не нужно.

- Понятно, что КВС будет отвечать за посадку с "козлением". Почему его допустили? Почему прижимали нос к земле, вопреки всем инструкциям? А именно прыжки по полосе и вызвали разрушение шасси, пробитие баков и пожар.

- Почему не выключили двигатели, когда шасси сломались и вспыхнуло пламя?

Почти с полной ясностью можно сказать, что виновниками сделают пилотов (КВС прежде всего). Встает вопрос о готовности летчиков "Аэрофлота" к посадкам в ручном режиме, к системе их подготовки. Но придется отвечать и на вопрос о взаимоотношениях командиров экипажей с манагементом компании. (Почему КВС решил не кружить над аэропортом, дожигая керосин. За это руководство "Аэрофлота" могло наказать?) Равно и на вопрос: почему аэропорт выпускал борты тогда, когда рядом был грозовой фронт? Что такое грозовой фронт с его дикой турбулентностью для авиалайнеров, рассказывать не надо.

Да, невеселое 9 мая в этом году выходит. С сорока одним сгоревшим заживо...

ПЕРЕГОВОРЫ:

Пилот: Шереметьево. Вышка. Аэрофлот 1492. Как слышите?

Пилот: Шереметьево. Вышка. Аэрофлот 1492.

Диспетчер: Говорите.

КВС: Pan-Pan, Pan-Pan, Pan-Pan! Рабочее гнездо. Аэрофлот 1492. Москва подход. Москва подход. Просим возврат. 1492, потеря радиосвязи и самолет горит в молнии.

Диспетчер: Аэрофлот 1492. СИЮ. Снижайтесь. Эшелон 8080 (восемь ноль восемь ноль).

Пилот: Снижаюсь 80. Аэрофлот 1492.

Диспетчер: Аэрофлот 2319 (другой борт — прим. ред.), влево курс 060.

Пилот: Алло, 1492 курс 057, снижаемся 80

Диспетчер: Аэрофлот 1492, подтверждаю. Снижайтесь эшелон 80 и сохраняйте.

Пилот: Снижаемся и сохраняем эшелон 080. Аэрофлот 1492.

Диспетчер: Аэрофлот 1492, есть возможность по общему каналу связи работать?

Диспетчер: Аэрофлот 1492, снижайтесь эшелон 70.

Пилот: Аэрофлот 1492. Москва подход.

Пилот: Аэрофлот 1492, 70 снижаемся.

<...>.

Диспетчер: Аэрофлот 1492 снижайтесь эшелон 60. Работает сектор Шереметьево круг.
Диспетчер, работавший с экипажем на подходе к аэропорту, передал сопровождение своим коллегам. Уже им летчик сообщил о том, что не может с первого раза зайти на посадку.

Пилот: Снижаемся 60. Шереметьево круг. Аэрофлот 1492

<...>

Пилот: Аэрофлот 1492. Эшелон 60

Диспетчер: Аэрофлот 1492. Эшелон 60, здравствуйте! Вправо курс 140 снижайтесь.

Пилот: 900 вправо 140. Аэрофлот 1492

Диспетчер: Аэрофлот 1492. Вправо курс 160. Какая-нибудь помощь необходима будет?

Пилот: Вправо 160. Нет, пока все нормально. Штатно. Аэрофлот 1492.

Диспетчер: Только проблемы со связью, вас правильно понял?

Пилот: Связь и потеря автоматического управления самолетом.

Диспетчер: Вас понял.

Пилот: Аэрофлот 1492. Вправо курс 180. Снижение через 600 метров.

Диспетчер: Аэрофлот 1492 на курсе 190. Заход у стенки, полоса 24. Снижение разрешил.

Диспетчер: 190 Заход разрешили. Аэрофлот 1492.

Диспетчер: Аэрофлот 1492, продолжайте вправо курс, подходИте к точке eko 39.

Пилот: Аэрофлот 1492, прошу орбиту. Мы не готовы к заходу.

Диспетчер: Аэрофлот 1492, вас понял. Курс 350 возьмите вправо.

Пилот: Курс 350 вправо, Аэрофлот 1492

Диспетчер: Аэрофлот 1492, через сколько будете готовы к заходу?

Диспетчер: Аэрофлот 1492, вправо курс 090, подскажите, когда будете готовы к заходу?

Диспетчер: Аэрофлот 1492, подскажете, как будете готовы к заходу? Не слышно вас было.

Пилот: Подскажем, Аэрофлот 1492.

Диспетчер: Аэрофлот 1492, вправо курс 110, если необходимо, то можем вам под линию заход сделать.

Диспетчер: Аэрофлот 1492, вправо курс 170.

Пилот: вправо 170, Аэрофлот 1492.

Диспетчер: Аэрофлот 1492, готовы к заходу?

Пилот: Да.

Диспетчер: Аэрофлот 1492, для информации, от торца азимут 63, удаление 26.

Пилот: Приняли, Аэрофлот 1492.

Диспетчер: Аэрофлот 1492, если планируете заходить курсовой, то необходимо взять влево градусов 20.

Пилот: Возьму.

Диспетчер: Аэрофлот 1492, как будете заходить? Визуально или по ILS (наиболее распространенная в авиации радионавигационная система захода на посадку по приборам — прим. ред.)?

Пилот: Заход по ILS, Аэрофлот 1492.

Диспетчер: Аэрофлот 1492. Вас понял, заход ILS, 24 левая, вам разрешил, азимут 62, удаление 20 с торца.

Пилот: Понял.

Диспетчер: Аэрофлот 1492, азимут 63, удаление от торца 14, работает Шереметьево вышка 131,5.

Диспетчер, обслуживающий сектор круга Шереметьево, передает самолет своим коллегам с вышки самого аэропорта.

Пилот: Аэрофлот 1492, необходима помощь.

Диспетчер: Аэрофлот 1492, Шереметьево вышка, продолжайте заход, слушаю ПУ 24 левая.

Пилот: Шереметьево вышка, Аэрофлот 1492.

Диспетчер: Аэрофлот 1492, Шереметьево вышка, продолжайте заход, ПУ 24 левая.

Пилот: продолжаем заход, 24 левая, Аэрофлот 1492.

Диспетчер: Аэрофлот 1492, ветер у земли 160 градусов, 7 (метров в секунду — прим. ред.) порывы 10 метров в секунду, ВП 24 левая, посадку разрешаю.

Диспетчер: Аэрофлот 1492, ВП 24 левая, посадку разрешаю.

Пилот: Вас принял, ВП 24 левая.

<...>

Далее более 2 минут в переговорах пауза. Пилот сажает самолет, получив все необходимые указания.

Диспетчер: Аварийные службы на полосы.

Это сообщение — последнее в записи. Через несколько секунд после первого касания с землей Sukhoi Superjet 100, дважды подпрыгнув на полосе, вспыхнул, словно факел.
https://ren.tv/novosti/2019-05-07/samolet-gorit-v-molnii-ren-tv-publikuet-peregovory-pilota-sgorevshego-ssj-100-s
...

Recent Posts from This Journal

Интересный мужик, послушал с удовольствием.
Только его оптимизм пока разделить не получается, скорее удары головой продолжатся.
можно сказать, что виновниками сделают пилотов
Почему "сделают"?
"Делали" в советские времена. Когда было чего терять - советская техника летала по всему миру и катастрофа в принципе "не могла" быть признана произошедшей по техническим причинам. Государство могло разориться. Всегда был только "человеческий фактор".
Посмотрите в википедии "Катастрофа Ту-134 в Куйбышеве". Свалили всё на экипаж. Точнее на КВС. А потом, втихаря в плановом порядке усилили на тушканах шасси и поменяли ядовитый пластик. Сломали человеку судьбу ради государственных меркантильных интересов.
В случае с суперджетом же, несправедливо шпыняют самолёт. Да, самолётик коммерчески невыгоден для компаний и периодически возникают какие то проблемы. Но я что то не припомню ни одной катастрофы по вине техники.

За годы производства было выпущено порядка 200 самолетов, из них потеряно три.

Коммерческая эксплуатация самолетов «Сухой Суперджет 100» началась в 2011 году. Уже на следующий год – в 2012 году – один из самолетов этого типа столкнулся с горой в Джакарте (Индонезия) во время демонстрационного полета. Виновными в крушении были названы пилоты и диспетчеры.
Помимо самолетов, разбившихся в Джакарте и Шереметьево, был списан борт авиакомпании «Якутия», который 10 октября 2018 года выкатился за пределы ВПП аэропорта Якутск, у него была разрушена стойка шасси. В самолете находились 92 пассажира, никто не пострадал.

У самолёта есть проблемы. С начала 2019 года у «Аэрофлота» было несколько проблем с «Суперджетами», причем две из них непосредственно перед майскими праздниками – 26 и 27 апреля.

26 апреля рейс SU2101, вылетевший из Риги и набравший высоту, передал сигнал бедствия, после чего резко снизился с 10 до 3 тысяч метров и вернулся в аэропорт вылета, даже не успев покинуть воздушное пространство Латвии. При этом в салоне произошла разгерметизация и выпали кислородный маски. В авиакомпании назвали причиной инцидента столкновение с птицей, однако птицы на высоте в 10 км не летают.

На следующий день в Шереметьево вернулся рейс SU1186, летевший до Волгограда. Ситуация развивалась по тому же сценарию. «Суперджет» вылетел, набрал высоту, однако быстро снизился и послал тот же сигнал 7700.

Единого реестра всех проблем «Суперджета» не существует, однако в СМИ периодически попадает информация о тех или иных сложностях с бортами.

Так в феврале 2018 года за два дня с «Суперджетами» «Аэрофлота» происходило семь инцидентов, все они касались неисправности приборов, отвечающих за измерение скорости. В ноябре прошлого года «Суперджет» не смог вылететь из Тюмени из-за того, что в кабине поднялось давление и у части пассажиров пошла кровь из носа. «Аэрофлот» тогда проблему с давлением признал, однако всячески опроверг информацию о проблемах пассажиров со здоровьем.
"Почему "сделают"?"
А они виновны? Я конечно не спец в авиа, но из того, что услышал, следует: проблем у Джета до хрена и критичных. В данном случае видимо неправильно работали приборы, показывающие курсовую скорость и угол атаки. Соответственно словили " козла", который и угробил самолет.
Это потому, что ты не понимаешь, что такое причинно-следственные связи. Просмотри ещё раз радиообмен экипажа. Что там сказал командир? - Посадка в штатном режиме.
//Пилот: Вправо 160. Нет, пока все нормально. Штатно. Аэрофлот 1492.//
Никакой аварийной ситуации на борту не было.
Два распиздяя.

В советские времена, получить за это пятнарик - считай дёшево отделался. Могли и шлёпнуть.
"Что там сказал командир? - Посадка в штатном режиме."
Про штатный режим я прочитал. Вопрос вот в чем: допустим, два прибора ( в данном случае критически важных): " спидометр" и тот что меряет угол атаки выдают неверные значения. Мог ли КВС это понять или нет?
/// Мог ли КВС это понять или нет? ///

Вблизи земли при хорошей видимости — визуально не заметить не мог.
Низкая скорость хуже чувствуется, на средней/задней "коммерческой" центровке можно свалитсья не заметив, но НЕОБЫЧНО высокая путевая скорость уже на глиссаде однозначно заметна метров со 150 высоты над рельефом. При налёте часов хотя бы в 100 вы просто всё до мелочей помните "спинным мозгом" (посадка — это серьёзный стресс, даже бравые пилоты через одного "боятся земли", просто виду не показывают).
По-разному. Обычно ключевые датчики резервированы многократно. И есть процедура, как действовать в случае рассогласованных показаний.
Указатель скорости у них не отказывал. "Угол атаки" здесь ни при чём. Он вообще на посадке не контролируется. Налицо безалаберность и неграмотность экипажа. Привыкли к автомату тяги и работать РУДами полностью оказались неспособны. Плюс впали в панику (таких случайных людей в авиации в эпоху тотальной коммерциализации жизни стало очень дофига) и стали делать ошибку за ошибкой.
Автомат тяги работает только в директорном режиме, отказал и ребятки стухли.

После ВПР, командир обязан (по докладу "Командир ВПР") оценить посадочную конфигурацию и принять решение - либо "Посадку продолжаем" либо "Уходим на второй круг". Если принимается решение посадку продолжать, командир переносит полностью взгляд на полосу и на приборы больше не смотрит. Дальше всё идёт только визуально. Скорость и высота определяется на глаз КВС, либо вторым пилотом, если его очередь сажать самолёт. Скорость и высоту по радиовысотомеру дублирует и диктует штурман (2ой пилот, при отсутствии оного и по СПУ докладывает "скорость 270, высота 30", скорость 260 высота 20" и т.д. заканчивает диктовку словом "Касание". После чего, КВС выравнивает нос строго по полосе и отдаёт штурвал от себя. Далее включает или даёт команду на включение реверса тяги и на определённой скорости начинает торможение. И т.д. и т.п. Всех этих простых, в общем то вещей, не было сделано.

А вообще то, не ломай голову, если ты не пилот. Слишком сложно для понимания, если самому никогда не приходилось этого делать.
Летать можно научить и медведя, но лётный профессионализм доступен очень немногим представителям рода человеческого. Очень непростая смесь из психофизиологических качеств, физического здоровья, самодисциплины и ещё много много чего. Воспитать всё это в человеке, практически невозможно, если нет изначальных параметров и результата достичь можно только отбором кандидатов на обучение, и после обучения этот отбор продолжается до тех пор, пока пилота не списывают. Кого раньше, кого позже, но без этого жестокого способа, обеспечить безопасность полётов невозможно в принципе. Человек не птица, летать ему не дано.
А вообще-то, ты ж меня знаешь - во всём виноваты жиды и пидорасы)))
/// Привыкли к автомату тяги ///

А оно разве не запрещено в йерофлоте?
Конечно сертификат IIIA типа позволяет, но НЯП почти везде и всем нельзя юзать ATHR ниже 1000ft даже при AP/APPROACH.
Ну ессно TO/GA можно кнопкой когда нужно, это отдельная песня.

Edited at 2019-05-08 09:39 pm (UTC)
"А вообще-то, ты ж меня знаешь - во всём виноваты жиды и пидорасы)))"
Лови анекдот про тех и других:

- Мойша, а ты знаешь, что Абрам таки пидорас?
- Что, занял денег и не отдает?
- Нет, в хорошем смысле этого слова.
"Посадка в штатном режиме.
//Пилот: Вправо 160. Нет, пока все нормально. Штатно. Аэрофлот 1492.//
Никакой аварийной ситуации на борту не было. "
Это ты не понимаешь причинно - следственных связей. На борту случилась аварийная ситуация в результате удара молнии, или там чего еще. Иначе КВС не принял бы решение вернуться. Но в то же время он был уверен, что сумеет посадить самолет штатно. Что это: разгильдяйство экипажа, чето то проморгавшего, или неправильная работа приборов, которую они не могли отследить? Ну что она неправильная?
Там не было аварийной ситуации. Если опубликовали не фейковую расшифровку переговоров, то они передали сигнал срочности, а не бедствия. Ему дали приоритет на посадку и посадили.

А про работу систем - это ключевой вопрос, на который должен ответить МАК. Мы можем только на кофейной гуще гадать. Что показывали приборы - покажет объективный контроль.
"Два распиздяя."
Ты бы хоть вдумался в то, что сам скопипастил, или прочитал:
"
Так в феврале 2018 года за два дня с «Суперджетами» «Аэрофлота» происходило семь инцидентов, все они касались неисправности приборов, отвечающих за измерение скорости"
Ну и что? Ничего ведь страшного с ними не произошло.
И отказа указателя скорости на данном борте не было. Иначе об этом было доложено на землю. В обязательном порядке. Порядок такой.
Да и они даже до облаков не долетели, соотв по GPS/GS могли увереннено летать.
Какую нахрен "курсовую скорость"? Путевую может быть? Но её надо на посадке (после ВПР) не по приборам определять, а чувствовать жопой. Какой такой "угол атаки" на посадке тебе необходим? Нахрен он тебе нужен?
И вообще, пилот способен приземлить самолет намного мягче, чем любая автоматика.
/// Какой такой "угол атаки" на посадке тебе необходим? Нахрен он тебе нужен? ///

Ну, строго говоря, важен, и НЯЗ автоматические предкрылки на большинстве совр типов именно в этой фазе полета подрабатывают достаточно активно. Скоростной 154 или недо-тяго-вооруженный Ил86 с погасшей АБСУ посадить достаточно сложно.
Но это частности.
У нас на Ту-134 из 6 машин только одна была с АБСУ. Которой никто не пользовался - все ручками-с, хотя многим нравился автомат тяги. Удобно.
Хотя нет, на тренажёре, особенно после вчерашней пьянки, АБСУ была вещи незаменимой.
"Но её надо на посадке (после ВПР) не по приборам определять, а чувствовать жопой"
Ты пилот? Может и в автомобиле спидометр не нужен? Пусть водитель жопой скорость меряет!
"Какой такой "угол атаки" на посадке тебе необходим? Нахрен он тебе нужен? "
Да тут кто только не писал, что нос джета был сильно опущен.
/// Да тут кто только не писал, что нос джета был сильно опущен. ///

По продольной оси у ЛА выделяют три угла: траекторный, атаки и тангаж.
То что вы можете определить визуально по отдельным кадрам видео — это тангаж, для собственно пилотирования он не нужен, хотя вблизи земли по нему можно грубо оценить атаку и траекторию.

Но угол атаки на малых скоростях с выпущенной механизацией имеет другие смыслы, другие рабочие значения и другое геометрическое исчисление, особенно для крыла с многощелевыми закрылками и гасителями подъёмной силы.
имеет другие смыслы, другие рабочие значения
На посадке запас по углу атаки максимальный и перетянуть штурвал нереально, а вот на высоте 11000 м у Ту-134 он всего 2,5 градуса (потому там и поставили прибор). Да и у Ту-154 с этим проблемы были - срывались в плоский штопор на 12100 из-за этого полёты запретили, хотя экономия топлива на этой высоте была максимальной.
/// Может и в автомобиле спидометр не нужен? ///

Да, для дрифтов и прочей артистической езды спидометр не нужен.
Пилоты Ф1 запоминают трассу наизусть не по спидометру, а по ускорениям (линейным, радиальным и тангенциальным), а ускорения именно жопой и чувствуют, акселерометров на доске нет (но они есть в "черном ящике").
Я не специалист в этих вопросах, но по-моему, виноваты пилоты. Их плохая подготовка и полная растерянность в критические минуты. Могли хотя бы всё топливо выработать, прежде чем садиться на землю. Но испугались и быстрей попёрли к земле.
Уже не менее 11-ти рейсов, по данным РБК, которые должны были выполнить самолеты «Суперджет», отменены или задержаны

В частности, отмена коснулась рейсов Москва – Нижний Новгород и обратно, а также Москва – Гетеборг и обратно. Чуть ранее сообщалось о том, что вылет «Суперджета» из Ростова-на-Дону в Москву отменили, а борт заменили на «Боинг». В «Аэрофлоте», как пишет РБК, пока происходящее не комментируют.

Именно «Суперджет» в минувшее воскресенье потерпел аварию в аэропорту «Шереметьево», погиб 41 человек.
В России, Финляндии, Норвегии.. везде летают исключительно эйрбасы с боингами, но товарищам до сих пор климат мешает.
Аэрофлот» отменил сегодня десять парных рейсов с использованием самолета Сухой Суперджет 100, — сообщает Интерфакс
Причины отмены неизвестны, вечером 5 мая Суперджет, летевший из Москвы в Мурманск, вернулся в Шереметьево, где совершил аварийную посадку и загорелся. Погиб 41 человек.
В редакции телеграма-канала Mash прошли обыски
вне темы:

«Правоохранительные органы изымают компьютеры, ворошат бумаги и отправляют на допросы сотрудников» Mash, рассказал главред Максим Иксанов. Его видеообращение к подписчикам было опубликовано в полночь, после этого новости на телеграм-канале не выходили. Изданию РБК Иксанов также сообщил, что одного из сотрудников задержали и допрашивали сутки, не пусть при этом к нему адвоката. Причину проведения обысков в редакции не знают. Иксанов связывает интерес силовиков с деятельностью канала.
По некоторым данным, обыски в редакции Mash прошли после того, как несколько сотрудников канала по поддельным документам пытались попасть в аэропорт Шереметьево. Они хотели получить аудиозаписи переговоров диспетчеров и пилотов самолета «Сухой Суперджет», потерпевшего крушение. Руководство канала эту информацию прока не прокомментировало.
Mash – один из самых популярных телеграм-каналов в России, на него подписаны почти 570 тысяч человек.