m_kalashnikov (m_kalashnikov) wrote,
m_kalashnikov
m_kalashnikov

Categories:

С ТАКИМИ НАЛОГАМИ ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ!



Максим КАЛАШНИКОВ
С ТАКИМИ НАЛОГАМИ ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ!

Мы считаем, что в стране критически назрела реформа налоговой системы страны.
То, что нынешние налоги несовместимы с жизнью, не говоря уж о передовом промышленном и аграрно-индустриальном развитии – это еще мягко сказано. Подтверждений тому много.
«Больше трети (36%) россиян назвали действующие налоги чрезмерными. Это следует из результатов опроса ВЦИОМ (есть у РБК).
Примерно половина респондентов (52%) посчитали налоговое бремя достаточным. Как недостаточное его оценил только 1% опрошенных.
Среди считающих налоги чрезмерными большая часть (49%) входит в возрастную группу 25–34 года…»
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/society/08/04/2021/606e11b39a7947d71ad51ca7
Напомню, что в 2013 году в ответ на просьбу Президента России сделать аналитическую справку о том, почему Ростсельмаш не переносит производство тракторов из Канады в Россию. Мы её сделали ( https://babkin-k.livejournal.com/182898.html ) - и, к сожалению, с тех пор мало что изменилось. Кроме того, что мы, как патриоты, на свой страх и риск команда «РСМ» достраивает сейчас новый тракторный завод в Ростове-на-Дону- и очень надеемся, что уже в самое ближайшее время начнётся налоговая реформа и нашему заводу придётся работать если и не как в Канаде, то в значительно более адекватных условиях, чем сейчас.
С нынешними налогами – никуда.
Достаточно напомнить, что для осуществления своего проекта по производству и поставке сжиженного природного газа на мировой рынок компании «НОВАТЭК». «Южно-Тамбейское месторождение, откуда идет газ на «Ямал СПГ», освобождено от НДПИ на газ в течение первых 12 лет добычи. Предприятие не платит ни копейки налога на имущество и пользуется льготами по налогу на прибыль, который составляет для НОВАТЭКа не 18%, а 13,5%. До конца строительства завода импорт оборудования, не производящегося в России, не облагается НДС. Ну и самое главное: НОВАТЭК освобожден от экспортных пошлин на продажу СПГ…» (https://www.yamalpro.ru/2019/11/27/mihelson-s-protyanutoy-rukoy-vo-chto-obhoditsya-nalogoplatelshhikam-luchshiy-spg-proekt-goda/)
Можно привести в пример и то, сколь много предприятий хотели бы работать в ТОРах с их фискальными льготами.

***

Итак, примеры и пояснения.
Прежде всего – НДС.
Федеральный бюджет обильно пополняется за счет НДС. Но этот налог называется «убийцей производства». Ибо накручивает себестоимость сложной продукции и обеспечивает сохранение сырьевого статуса РФ. Время требует введения налога с продаж, который взимается лишь с готовых изделий, а не с промежуточных. Есть и оборотные налоги, которые можно считать аналогом российского НДС. Как в той же Канаде. Но канадский аналог НДС в провинции Манитоба – 12%, а в РФ – 20%. (Канадские аналоги НДС – оборотный налог, почти аналог советского налога с оборота. В Канаде 5% его идет в центральный бюджет, остальное – в бюджет провинции региона. В среднем по Канаде это – еще 5%. Но в области Манитоба – 7%. Вместе – 12%).
НДС в его нынешнем виде нужно отменять, как налог-убийцу индустриализации.
Сложившаяся фискальная система прямо тормозит всякую возможность для развития реального сектора экономики и регионов, обрекая нас на роль сырьевого придатка развитых стран. Возьмем еще один простой пример: необходимость введения льготы по налогу на прибыль для предприятий, инвестирующих ее в собственное развитие и технологическое перевооружение. Такой стимулирующий механизм применялся правительством Е.Примакова (налог на прибыль сокращался наполовину), он применяется и на Западе. Например, дочернее предприятие «Ростсельмаша» в Канаде, тракторный завод в Виннипеге, вообще имеет льготные 16,7% налога на прибыль (вместо 35-ти процентов), что по факту ниже, чем 20-процентный налог на прибыль в РФ.
Но возможно ли применить такой механизм снижения налога на прибыль в РФ при «самоинвестировании» предприятий? Крайне проблематично. Ибо львиная доля сего налога идет в бюджеты субъектов Федерации. Получается, что предоставляя жизненно важную льготу реальному сектору, государство тем самым подорвет бюджеты регионов. Надо исправлять ситуацию. Ибо иначе уничтожается заинтересованность местных властей в реиндустриализации страны.

***

Партия Дела обращала внимание и на порочность налогового маневра в ТЭК. Практика снижения почти до нуля вывозных пошлин не нефть при олновременном увеличении акцизов на топливо и налога на добычу полезных ископаемых ведет к самым пагубным последствиям: поощрению вывоза из страны необоработанного сырья, угнетает нефтепереработку, разгоняет цены на топливо в РФ и тем самым душит реальный сектор и разгоняет инфляцию издержек. Явно необходим обратный маневр: повышение пошлин на вывоз углеводородов из РФ (и отмена возврата НДС за такое), но при этом – снижение акцизов на топливо и отмена НДПИ.
Обратим внимание и на безобразную ситуацию с прогрессивным подоходным налогом. В развитых странах существует логичная схема: достаточно суровый по сравнению с российским прогрессивный НДФЛ, но при этом – большие налоговые льготы и вычеты для предприятий. Если человек не хочет платить слишком большой подоходный налог, он инвестирует прибыль в свои предприятия, тем самым обеспечивая и их развитие, и новые рабочие места для сограждан. В Российской Федерации существует лишь пародия на прогрессивное обложение (всего две градации, 13 и 15 процентов) при отсутствии фискальных льгот для предприятий. И это – камень на пути реиндустриализации страны. Необходимо довести до ума начатое, освободить тех, кто зарабатывает до 20 тысяч рублей совсем от этого налога, а далее ввести прогрессивную шкалу и в 13, и 25, и в 45 процентов.

***

Отдельная тема – сам вид налоговой системы. Недопустимо, когда самые «вкусные» налоги забирает федеральный центр, сбрасывая на регионы самые проблемные, а местное самоуправление (муниципалитеты) оставляя на голодном финансовом пайке. Все это плодит самую благодатную почву для злоупотреблений и коррупции, порождает неприязнь к Москве и напрочь уничтожает заинтересованность местных властей в развитии производственной и деловой жизни у себя на территории. Из-за этого приходит в упадок глубинка.
Подобные примеры можно приводить еще долго. Очевидно, что налоговая система в основе своей РФ формировалась в 90-е годы, когда государство было крайне ослаблено и не могло толком собрать подати. Тогда изобретали все новые и новые налоги, стремясь взять хоть что-то. Но теперь государственный организм окреп, ФНС стала благодаря трудам Михаила Мишустина одной из лучших в мире – и теперь проблем с фискальными сборами нет. Все как на ладони. И это парадоксальным образом стало убивать экономику, причем именно из-за неадекватности самой системы налогов. Если экономика с 2010 года реально выросла всего на 10%, то объем налоговых сборов увеличился троекратно. Надо ли говорить, что это уже привело к опасному застою в экономике, к ускоренному бегству денег из РФ, к прогрессирующей деиндустриализации и еще может вылиться в серьезнейший социально-политический кризис?
Положение необходимо срочно менять! Нам нужна налоговая реформа, сравнимая с аналогичной при Д.Трампе в США. Такая же продуманная и проработанная.

***
Однако разработать такую реформу силами одного правительства невозможно. Поскольку она затрагивает интересы буквально всех, по-хорошему нужен общественно-государственный комитет, куда необходимо привлечь не только чиновников, не одних лишь представителей сырьедобывающего сектора и госкорпораций, но и успешных частных промышленников, сумевших поднять свои предприятия до современного уровня. Здесь потребны представители передового агропромышленного хозяйства, научно-технические предприниматели, транспортники и связисты, представители муниципалитетов и регионов (как самые близкие к народу и на сеье ощущающие последствия принимаемых в Москве решений). Столь же необходимо привлекать и реальные профсоюзы.
Дело в том, что налоговая реформа не может проводиться сама по себе, без увязки с формированием новой промышленной политики и курса на разумный протекционизм. Приведем в пример того же Дональда Трампа: он, конечно, радикально снизил налог на прибыль корпораций, но при этом стремился ввести покровительственные пошлины, дестимулирующие ввоз в Соединенные Штаты готовых товаров и поощряющие перенос производства в Америку. Его налоговые новации поощряют перевод прибылей транснациональных корпораций американского происхождения в США, использование американских научно-технических патентов в отечественной индустрии. Другое дело, что Д.Трампу не дали довести задуманное до конца. Однако направление он выбрал верное. Можно добавить, что в РФ налоговую реформу нужно согласовывать с жизненно необходимыми преобразованиями и в кредитно-финансовой сфере, и с введением индикативного планирования, и с пространственным развитием, и с социальной политикой, и с демографическим курсом. По сути, речь идет о создании подлинно Нового курса развития страны.
К сожалению, государство самостоятельно, без привлечения общественности и отраслевых ассоциаций, такую системность обеспечить не в силах. Об этом говорит весь опыт 30-летнего существования постсоветской государственности. Дело слишком серьезно, чтобы поручать его исключительно чиновникам. Рассогласованность их усилий стала притчей во языцех.
Особенно важно привлечение к процессу именно успешных частных капитанов промышленности. Такие люди в стране есть, и они – золотой кадровый фонд. Тем более, что многие из таких лидеров высокопередельной индустрии имеют дочерние предприятия в развитых странах, не понаслышке ведая о современной промышленной политике в США, странах Евросоюза или Канаде. Они могут сравнивать то, как действует государство здесь и там, причем очень квалифицированно.
История посылает нам великолепный шанс для того, чтобы избавиться от унизительной сырьевой зависимости и провести индустриализацию новой эры во имя национального возрождения. Грех будет его упустить.

***

Будучи реалистом, Максим Калашников понимает, что такое предложение принято не будет. Власть смертельно боится поступиться своей монополией на управление экономикой. Общественность она привлекает лишь для декоративно-политтехнологичесих целей, как при «обнулении».
Это значит, что рассогласованный, шизофреничный госмеханизм РФ продолжит губить реальный сектор, что бы там ни провозглашали с высоких трибун. Минфин и дальше понесет бред о том, что в стране не самое высокое податное тягло. Ну да, как будто нет еще и негласных налогов: в виде взяток орде контролеров и проверяющих, в виде откатов чиновникам, что сидят на распределении подрядов, а то и в виде отступных стае ненасытных силовиков.
Все это предопределяет полудохлость и сырьевой характер экономики РФ. Ведь налоги не дают подняться именно сложному производству. Вы сами понимаете, чем сие грозит в ходе развития мирового мегакризиса. Ну, а тогда придется действовать, что называется, в лихорадочном, «пожарном» режиме.
Но к такому лучше готовиться заранее, не уповая на бюрократию РФ. В стране есть несколько тысяч крепких хозяев, успешных частных промышленников. Тех, кто смог не только удержать свои заводы на плаву, но и переоснастить их, и поднять, выдерживая конкуренцию с импортом. Вот именно их мы и ждем в Партии Дела. Надо самим заранее разрабатывать план налоговой реформы. Умный поймет, зачем это делать именно сейчас.
Рассчитывать на воспаленно-экзальтированную публику из И-нета особо не приходится. Там на все один ответ: Путина долой! А там кривая вывезет. Или предлагается восстановить социализм. И это в деиндустриализованной стране! Так что на шизу надеяться не стоит, у нее, как правило, по две извилины в мозгу. Поэтому нужны прежде всего серьезные люди для такой работы, а не деклассированная шваль.



#налоговая_реформа
Tags: #налоговая_реформа, Максим Калашников, Партия Дела, индустриализация, кризис, протекционизм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

Recent Posts from This Journal