m_kalashnikov (m_kalashnikov) wrote,
m_kalashnikov
m_kalashnikov

Categories:

ОПАСНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ТУПОСТИ

Предыдущий текст –
https://m-kalashnikov.livejournal.com/4099738.html


Максим КАЛАШНИКОВ

ОПАСНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ТУПОСТИ

Да, старый мир растрескивается на наших глазах. То ли еще будет дальше! Но в нарождающемся хаосе выживут лишь самые умные, сильные и сметливые. Тут, знаете, ядерное оружие глупости верхов не компенсирует.
Но готова ли новая монархия в Москве к таким испытаниям? Пока она повторяет самые нелепые просчеты СССР.

ПОДВОДНО-ЯДЕРНАЯ НЕЛЕПИЦА
Давайте приведем всего один пример того, как Советский Союз поступил нерационально и сам себе навредил. Вспомним подводную гонку вооружений. Мы упорно гнались за американцами, которые первыми в 1959 году создали «убийцу мегаполисов» - 16-ракетную атомарину «Джордж Вашингтон», носитель баллистических межконтинентальных снарядов. К 1967-му у США насчитывалось 41 подлодка-«стратег» и 656 МБР подводного базирования, то у СССР – 8 «стратегов» и 32 ракеты на них. В 1981-м же русские располагали 62 ПЛАРБ, несущими 950 ракет. Тогда как Соединенные Штаты имели 40 «стратегов» и 669 МБР. При этом полный (учебный, конечно же) подводный залп шестнадцатью ракетами сразу в СССР впервые решились попробовать лишь в декабре 1989-го. Но учения в Баренцевом море вышли неудачными: лодка типа 667БДРМ «Дельфин» аварийно всплыла из-за того, что крышу одной из пусковых шахт сорвало, отчего и корпус повредился, и ракета вышла лишь наполовину, а от утечки ее топлива вспыхнул пожар. Лишь 6 августа 1991 года наши успешно отстрелялись всей батареей МБР с лодки того же типа. И тут же СССР не стало…

Но зачем это делалось? Ведь наши лодки получились огромными и шумными. Вспомните хоть те же гиганты «Акула» («Тайфун»). Огромная вроде бы мощь, но при этом каждую нашу субмарину-«стратега» могли уничтожить малошумные и обладающие лучшей акустической аппаратурой лодки врага. То есть, большая часть морской компоненты наших Сил ядерного сдерживания могла отправиться на дно. Во избежание сего русские «стратеги» патрулировали в особых акваториях (защищенных районах боевых действий, ЗРБД), прикрытые надводными противолодочными кораблями. Кстати, и сейчас так поступают, и у ВМФ РФ есть гигантская проблема: скоро выйдут из строя оставшиеся от СССР легкие корабли ПЛО, а новых в «независимой России» не строят. Речь идет об МПК – малых противолодочниках. «…Запланировано поставить взамен многих десятков выводимых из боевого состава МПК, – это всего лишь 12 кораблей проектов 20380 и 20385, которые в итоге будут распределены по двум флотам – Балтийскому и Тихоокеанскому. Северному флоту с его стратегическими подлодками может не достаться ничего.

В связи с этим возникает ряд неудобных вопросов. Откуда в нашей стране, где 44 процента всех ядерных боезарядов СЯС базируются на РПКСН, такое пренебрежение строительством противолодочных сил, жизненно важных для обеспечения их боевой службы и защиты в ходе противоборства с кораблями НАТО? Почему, строя МРК многими десятками, Министерство обороны заказало промышленности в разы меньшее количество жизненно необходимых кораблей с возможностями ПЛО – корветов? Кем и как будет обеспечиваться боевая устойчивость РПКСН, а значит, и неотвратимость возмездия за ядерное нападение в случае военного конфликта?...»

https://www.vpk-news.ru/articles/57115

Точно так же РФ не производит нужные для прикрытия ЗРБД самолеты и вертолеты ПЛО. При том, что при Путине развернули огромную программу строительства подводного флота.

Но вернемся к СССР. Можно было без всякого ущерба для боеспособности заменить 16-ракетные крейсеры-«стратеги» целыми полками мобильных межконтинентальных комплексов на земле, железнодорожных и на многоосных тягачах. И получилось бы намного дешевле: ведь не нужно тратиться на надводные и воздушные силы прикрытия акваторий боевого патрулирования.

Ан нет! Упорно гнались за янки по числу атомарин. Хотя лучше бы на сэкономленные средства строили бы хорошие дороги в русской глубинке и жилье для молодых семей. Что оказалось гораздо важнее для спасения Советского Союза, нежели напичканные ракетами подводные «стратеги».

УПУЩЕННЫЙ В ОКЕАНЕ ШАНС
Иногда военных нужно возвращать на землю и к конкретным проблемам. Если говорить о предложенном варианте, то и подводное кораблестроение не оставалось бы без работы. Ибо строить можно было бы, не гонясь безумно за количеством, новейшие и качественные субмарины многоцелевого назначения. Охотников за вражескими «стратегами» и авианосцами, способными в случае чего ударить и по наземным целям. А вместо не нужных русским РПКСН – делать подводный гражданский флот будущего. Атомные подводные танкеры и сухогрузы, нужные в той же Арктике. Опередив тут американцев и весь Запад в целом.

В 1970 году мир облетела весть – две крупные нефтедобывающие корпорации из США готовы заказать компании «Дженерал Дайнемикс» два атомных подводных танкера по 170 тысяч грузоподъемности каждый. Как раз для того, чтобы возить нефть Аляски на мировые рынки под льдами Северо-Западного прохода, вдоль берегов Канады. Быстро и без всяких ледоколов.

В 1972-м «ТМ» писала о проекте американского подводного танкера дедвейтом в 170 000 тонн: 275 метров в длину, 42 – в ширину. Атомная силовая установка и два гребных винта.
«Для начала представим поверхность моря. К берегу, подгоняемые ветром, бегут штормовые волны; вдали они кажутся совсем маленькими, но к пневматическому волнолому подкатываются огромными белогривыми валами. На волноломе, который стоит всегда в каких-нибудь трехстах метрах от берега, кипит гряда бурунов, как будто волны налетают на подводные рифы и обрушиваются на них с ревом и грохотом, а дальше - за волноломом - простирается совершенно спокойная поверхность воды, покрытая лишь серыми полосами мелкой ряби.
Проходит несколько минут, и на этой поверхности появляется всплывшая из глубин большая подводная лодка. Впрочем, это судно мало напоминает подводную лодку: на нем нет рубки, а палуба скорее похожа на спину огромного стального кита. Над этой выпуклой палубой выступает лишь небольшая полусфера, на которой закреплены короткие антенны. Несколько секунд всплывшее судно стоит на месте, как будто ожидая указаний от высоких береговых мачт. Но вот за кормой возникает легкий бурун, и загадочное судно, повинуясь неслышным командам автоматов, медленно разворачивается и входит в канал, далеко уходящий в пологий берег...
Давайте и мы подойдем к каналу, чтобы рассмотреть его получше. Канал имеет совершенно отвесные берега, а в конце его расположена наклонная площадка, выходящая из воды. Невольно вспоминается наклонный продольный стапель, предназначенный для спуска на воду построенных судов. Но это не бетонная площадка, а подвижная лента гигантского транспортера. Его ширина равна ширине канала. Подводная ветвь скрывается в воде, а надводная уходит далеко вверх, оканчиваясь над высокой эстакадой.
Пока мы рассматриваем окружающие сооружения, подводное судно успевает пройти канал и, замедлив ход, остановиться. В тот же момент полотно транспортера приходит в движение. Линия, отделяющая мокрую часть ленты от сухой, все быстрее удаляется от кромки воды... Прошло несколько секунд, и на выбегающей из воды мокрой ленте появились сначала одиночные, а затем наваленные непрерывной грядой крупные и мелкие камни. Это руда, доставленная в порт подводным судном.
Черная мокрая руда быстро перемещается транспортером вверх, а в воде продолжает раздаваться грохот камней, падающих из трюма судна на бегущую под ним ленту. Прошло каких-нибудь 10-15 мин, и шум прекратился. Лента транспортера вынесла на поверхность последние остатки руды и, отправив их вверх, замерла.
Как только закончилась выгрузка, включились ходовые двигатели и судно, вспенив воду, задним ходом медленно пошло к выходу. Вот оно вышло из канала, развернулось носом в сторону открытого моря и... исчезло под водой.
Здесь надо предостеречь читателя от поспешных выводов и, прервав полет нашего воображения, сказать, что авторы попытались представить процесс разгрузки руды в автоматизированном порту, куда подводные суда-автоматы будут доставлять полезные ископаемые из карьеров, расположенных на дне океана.

Впрочем, эта картина не так уж далека от действительности. Так, подводные саморазгружающиеся рудовозы уже вышли из области фантазии. Английская фирма "Митчелл Инджиниринг" строит подводные суда для обслуживания северо-западного побережья Канады. Эти районы океана из-за ледяных полей почти непроходимы для обычных судов, поэтому перевозка руды будет осуществляться под водой.
В Японии разработан проект подводного танкера. Несмотря на свои исполинские размеры - 242 м в длину и до 40 м в ширину- этот подводный корабль также будет иметь очень большую скорость - 40 уз. Для достижения такой скорости предполагается использовать атомную установку мощностью 335000 л. с. …»
Это отрывок из книги «Ныряющие суда» М.Диомидова и А.Дмитриева «Ныряющие суда» 1974 года. Да и сам я в детстве любил рассматривать проект атомного танкера-субмарины фирмы «Митчелл…» в книге «Познание продолжается» (1970 г.)

Увы, этим планам не суждено было сбыться. А ведь атомные подводные суда мирного назначения – дело перспективнейшее! Советский Союз мог бы опередить Запад, подхватив и развив это направление. Жаль, и в СССР ограничились лишь планами. А зря.

«Мощные прожекторы освещают зеленоватую воду под ледяным покровом, и прильнувшим к иллюминаторам пассажирам кажется, что они попали в гигантский аквариум. Именно для них, пассажиров, эти прожекторы и включили: капитану и штурману они практически не нужны. Специальные гидролокационные приборы непрерывно зондируют грунт и ледяной купол и проецируют очертания обеих этих отражающих поверхностей на экран, мерцающий голубоватым светом в штурманской рубке.

Луч другой гидроакустической станции ощупывает пространство впереди судна, чтобы избежать столкновения с подводной скалой или встречной субмариной. Пассажирам здесь куда уютнее, чем на надводных судах: ни качки, ни морской болезни…» - так писал о возможных подводных атомоходах мирного назначения Хельмут Ханке в книге «Люди, корабли, океаны» в 1976 году.

Он тоже грезил о наступлении века подводных мирных атомоходов. В самом деле, ведь мирному подводному кораблю с ядерным сердцем не нужна дорогая бесшумность – ему не приходится скрываться от противолодочных сил и красться незаметно. Потому скорость достигается очень дешево. Не нужно и глубоко нырять, не приходится бояться глубинных бомб и торпед: корпус можно тоже удешевить. Зато других достоинств – полным-полно.

Как мечтал Ханке, подводный танкер будет многопалубным. Нефтяные танки окружат реактор, словно яичный белок – желток. Нефтяная рубашка отлично помогает противостоять давлению пучины. Подводный танкер может с легкостью использовать подводные попутные течения, что нередко идут противоположно течениям поверхностным. В основном мирный атомоход будет ходить на глубине в 90 метров, где нет волнового сопротивления и где не страшны никакие штормовые валы. А при переходах через Арктику не нужны дорогие поводыри-ледоколы.

Надводные супертанкеры безбожно проигрывают конкуренцию. У них ведь – волновое сопротивление. Супертанкер в четверть миллиона тонн водоизмещением, доставляя нефть из Персидского залива в Европу со скоростью в 19 узлов, по пути сожжет немало горючего – примерно несколько процентов от того, что везет в своих танках-цистернах. Атомный подводный конкурент может развивать скорость в 30 узлов, а стержни урана-235 или плутония-239 заменяют собою несколько сотен тонн нефтяного топлива. У подводного корабля нет самых тормозящих носовых волн. Атомоход может ходить и Севморпутем, и Северо-Западным проходом, и прямо через Северный полюс. А обычный супертанкер – не может. На скорости больше 19 узлов подводный танкер резко превосходит надводный по экономичности – и по мере роста скорости до 30 узлов выигрывает все больше.

Вот именно тут СССР мог бы обскакать весь мир. Если от строительства мирных подводных атомоходов отказались США, Япония и Германия, то мы точно могли этим воспользоваться. Какая непростительная ошибка СССР! Да и сейчас у нас есть неплохие шансы. Ведь подводное судостроение РФ смогла сохранить.
Если бы верхам Союза хватило бы ума и фантазии не вышвыривать ресурсы на строительство бесполезных и крайне уязвимых (но очень дорогих!) плавуче-подводных ракетных площадок, взамен поставив на прорыв в футуристическом транспорте, судьба страны могла бы сложиться совсем иначе. Но бомонд СССР утратил смелость исторического творчества и покорно плелся за Западом. Там не делают? Ну, и мы не станем.
Но разве что-то изменилось сегодня? Путинская команда снова тратит кучу денег на огромное строительство подводного флота, опять сооружая огромные дуры вроде «Белгорода», скрытность коих оставляет желать лучшего. И нести он должен тоже дорогие и бессмысленные торпеды «Посейдон», каковые никак не годны как оружие ответного стратегического удара: они в сто раз медленнее баллистических ракет. Да и нет у США могучей ПРО, прикрывающей всю территорию страны, способную отразить удар сотен МБР. Незачем подныривать под несуществующий антиракетный щит! «Посейдоны» хороши лишь как оружие первого внезапного ядерного удара – но Москва никогда на него не решится.
Какого черта? Опять повторяются худшие ошибки СССР. Но если он занимал 10% в мировой экономике, то РФ – менее двух. Тупость начальства снова предопределяет крах страны. Вернее, ее самого большого обломка…





(Продолжение следует)
Tags: Максим Калашников, глобальный кризис, футурология
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment