m_kalashnikov (m_kalashnikov) wrote,
m_kalashnikov
m_kalashnikov

Categories:

Иран: зима исламской революции

Максим КАЛАШНИКОВ

ЗИМА ИСЛАМСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Иран явно устал от мусульманского официального фанатизма

Как и предполагал «РП-монитор», некий вариант «оранжевых» событий в Иране случился. Почти ровно тридцать лет спустя после исламской революции 1979-го.
Да, та революция себя исчерпала, это уже факт. Еще одна «исламская альтернатива» трещит по всем швам. Интернет только ускорил этот процесс. И вот уже в Тегеране митингуют толпы, невиданные с 1978 года.

НА ПОВЕРХНОСТИ И В ГЛУБИНЕ
Внешняя канва событий довольна проста. Итак, были четыре года правления президента Ахмадинеджада, популиста и «мологвардейца» 1979 года. Гонясь за популярностью и пользуясь дороговизной нефти на внешнем рынке, Ахмадинеджад решил поиграть в Брежнева. В карикатурном варианте. То есть, поставил на социальную помощь самым небогатым: селянам (в Иране – 41% деревенского населения) и городским низам. Чтобы они жили хорошо, были сняты таможенные барьеры для дешевого импорта из Китая и Юго-Восточной Азии. В итоге стали загибаться иранские производители. А при этом иранские правители умудрились так и не построить в стране несколько новых нефтеперерабатывающих заводов, отчего топливо в страну приходится завозить извне: своих мощностей не хватает.
Все это сопровождалось коррупцией и лицемерием (новой волной борьбы с тлетворными западными вкусами). В итоге городской иранский средний класс (при поддержке национального бизнеса) вышел на улицы. Ибо ему надоел и Ахмадинеджад, и лицемерная официальная религиозность, и коррупция. Ну, а поскольку остальной мир оказался (хотя бы информационно) с помощью Интернета (социальных сетей), то идеи «оранжизма» свободно проникли в Иран – и так же свободно оттуда потекла в мир оппозиционная информация. Власть почти ничего не может сделать с Сетью: в этом коренное отличие от 1979 года.
Ирония судьбы: когда-то проповеди вождя революции-79, аятоллы Хомейни, распространялись на магнитофонных кассетах. Революционеры тогда использовали новейшую в тот момент медиа-технологию, ломая информационную монополию шахского режима. Теперь против них обернулась очередная новая технология – социальные Интернет-сети. А также – спутниковое телевидение с антеннами, прячущимися в домах. Позволяющее смотреть каналы со всего света…
Такова самая поверхностная причинно-следственная картина. Но есть и более глубокая основа творящегося: крах самого проекта «исламская революция».

ПОМЕРКШЕЕ ПЛАМЯ
Если брать по большому счету, то ни один вариант исламской революции не увенчался успехом. Даже в Иране, где проводился в жизни самый культурный и промышленный ее вариант. Как правило, исламские революции несли с собой мракобесие и отсталость. В отличие от социалистической революции у нас, они не побороли нищеты и вопиющего социального неравенства. Они принесли лишь суррогат социальной справедливости: право исламских «ревнителей благочестия» врываться в богатые дома в поисках «западной заразы» и обязанность богатых женщин ходить в хиджабах-покрывалах. Но один черт у одних под хиджабами были бриллианты и платья «от Версаче», а у других – тряпье. Да и устали обеспеченные люди от этих темных накидок и платков.
Да, в Иране не было потоков крови, как при попытке исламской революции в Алжире. Там не воцарялись грязь и дикость, как при талибах в Афганистане. Но Ирану не удалось стать богаче Турции. Хотя значительные успехи страны в развитии страны бесспорны, хотя Иран сильно развил свою оборонную промышленность, создал ракетостроение и продвинулся по пути овладения ядерной энергией (в военном и гражданском вариантах), экономического чуда все равно не случилось. Уровень жизни остался низок.
В то же время, Иран сильно изменился по сравнению с 1979 годом. Большинство его населения стали горожанами. У них произошло падение рождаемости: городские иранцы имеют в среднем двух детей на семью, а не пять, как раньше. В то же время, за счет бурной рождаемости 1980-х сейчас в стране – огромное число молодых и сильных людей, желающих жить свободно. А вариант свободы они видят один: западный. Через мультимедиа и Интернет. И американцы вовсю используют эти возможности. Своего, чего-то свободного, привлекательного, интересного исламская революция молодым нынешнего времени не предложила. Она не смогла сделать того, что смог в свое время СССР: дать юным планеры и парашюты, кружки технического творчества, флотилии юных моряков, аэроклубы, гонки на картингах и багги…
Усталость и исчерпанность в Иране чувствовались еще в 2001-м, когда там был автор этих строк. Персидские женщины снимали смертельно надоевшие платки, едва сев в самолет на Москву – и еще демонстративно встряхивали роскошными волосами. Когда рабочим на стройке АЭС в Бушере устраивали перерыв на молитву-намаз, молилась малая часть. Остальные смотрели на молельщиков с плохо скрытым презрением. Кто-то даже в зад рьяно молящегося камешком запустил. Нет, уже не было искреннего исламского фанатизма: люди устали.
И очень резала глаз какая-то нарочитая «застылость» в 70-х. По улицам ездили машины марки «Пейкан» (какая-то помесь «Москвича-412» с ГАЗ-24), ни на йоту не изменившиеся с шахских времен. А вместе с ними – тьма импортных машин семидесятых годов, уже изрядно помятых. Телевидение Ирана живо напомнило мне ашхабадское ТВ 1977 года: та же стилистика, те же телеспектакли с назиданием. Только – в цветном изображении. Я пил «Парси-колу» («Кока-колу»), но в банках семидесятых, ел йогурты в гигантских упаковках, памятных по каталогам «Неккерман» тех же лет. Лишь мобильные телефоны, цифровые видеокамеры и компьютеры были из нынешних реалий. А это объявление на стене: «Продается «Рено» 1973 года»…
При этом в Тегеране и других городах – много военных объектов за колючей проволокой. Очень назойливые сотрудники местной госбезопасности. Немудрено, что иранцы просто устали так жить. Страна оказалась расколотой на две страны: Иран городской обеспеченный, жаждущий свободы западного образца – и Иран бедный, сельский. Ахмадинеджад поставил на второй, его соперник – на первый, и когда прежний президент победил, самые продвинутые горожане взбунтовались.
В 2001-м иранские студенты, беседуя с нами, русскими, в музее Персеполя, не скрывали своих мыслей. Чувствовалось, как им надоела власть мулл. Они обменивались с нами электронными адресами: было видно, как они ищут контактов с внешним миром. Сегодня нашим собеседникам – около тридцати. И они явно вышли на улицы Тегерана. Да и нынешние студенты, дети 1988-1991 годов, тоже бунтуют против прежнего порядка: Тегеранский университет поднялся.
Всего тридцать лет – и пламенная мусульманская революция 1979-го остыла. Огня энтузиазма больше нет. Есть пепел разочаровния. Во всякомс случае, у половины персидского общества.
И это – урок нам, русским патриотам. Никогда нельзя, отталкиваясь от Запада, не создавать при этом свободной, солнечной, здоровой альтернативы западной свободе. Нельзя останавливать культурное творчество и социальные инновации. Нельзя забывать о своем футуристичном стиле, сводя все к религиозной архаике. Опасно забывать о молодежных модах и привлекательном образе жизни. Да всю страну нужно делать инновационной – чтобы жить лучше и интереснее, чем Запад. И – никакого мракобесия. Ни религиозного, ни расового, ни национального. И не зацикливаться только на храмах!

ЛУЧШИЙ ВАРИАНТ ДЛЯ ИРАНЦЕВ – ПРОСВЕЩЕННЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ
В Иране есть еще одна тенденция в умонастроениях. Иранцы очень любят подчеркивать, что Иран в переводе – «страна ариев». Шагая по улицам городов, то и дело видишь вывески на английском: «Арийские книги». «Арийское мясо» (на мясной лавке). «Арийская музыка». Очень часто среди массы брюнетов встречаешь иранцев, словно сошедших с барельефов времен Ахеменидов: светлые волосы и светлые глаза. Только носы – орлиные, с горбинкой. Впрочем, как у Ксеркса и у Дария.
В Иране развивается здоровый персидский национализм. И, пожалуй, эволюция в сторону светского и национально ориентированного режима, обходящегося без фундаменталистского мракобесия – лучший вариант будущего для этой страны. Ибо если иранцы предпочтут путь либерально-прозападных реформ, то просто поменяют шило на мыло. Ну, да, эротика там, музыка на дисках в свободной продаже – но в сочетании с экономическим упадком и диким обнищанием подавляющей части общества. Да и прозападность может даться слишком дорого, вылившись в гражданскую войну между «оранжевыми» с одной – и приверженцами идеалов 1979 года с другой стороны. Кто это? Корпус стражей исламской революции, басиджи (ветераны войны 1980-1988 гг.), духовенство, часть городских низов и села.
Ирану, где исламская революция умирает, нужно пройти в будущее – буквально по лезвию ножа.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments