m_kalashnikov (m_kalashnikov) wrote,
m_kalashnikov
m_kalashnikov

Categories:

Некоторые перспективы в свете ядерной деградации РФ-4

Стратегические воздушные корабли: что с нашей Дальней авиацией?

Осталось нам, читатель, рассмотреть третий компонент русских СЯС – Дальнюю авиацию.
Сложный, но великолепный инструмент! Дальний ракетоносец, поднятый в воздух загодя, не накроешь никаким «Томагавком». Да и сбить его, если он летит над территорией страны, очень трудно.
К 1985 году американское бряцание оружием так надоело СССР, что Кремль решил тоже подавит на мозги противника. Наши решили организовать постоянное дежурство в воздухе тяжелых воздушных кораблей с полным комплектом стратегических крылатых ракет Х-55. Наши заявили об этом американцам организовали крейсирование ракетоносцев в заданных районах. В ответ на боевое патрулирование самолетов стратегической авиации США вдоль северных границ СССР наши начали боевое патрулирование в четырех зонах над нейтральными водами Арктики. Все это продолжалось в течение двух лет и двух месяцев (с января 1985 г. по апрель 1987 г.). Всего на боевое патрулирование было выполнено 170 самолето-вылетов стратегических кораблей и 102 самолето-вылета воздушных заправщиков с общим налетом 1979 часов.
В случае начала войны наши могли начать прорыв к рубежам пуска крылатых ракет по целям в глубине США. Идеального оружия не существует, воздушные корабли можно сбивать силами истребительной авиации. Но если советские ВВС навязывали бой американским, что базируются на Аляске, большинство бомбардировщиков выходило на рубеж пуска. Ну, а посланные вперед крылатые ракеты уничтожить трудно – они малозаметны, а при подлете к цели вообще переходят на бреющий полет.
СССР в 1980-е стал быстро перевооружаться на сверхзвуковые Ту-160, перехват коих особенно труден. (Первый полет машины – 1981 г.) Но и ветераны (Ту-95 разных модификаций) продолжали нести службу. Был внушительный парк бомбардировщиком Мясищева, переоборудованных в летающие заправщики. В дополнение к ним выпускались аэротанкеры Ил-78. Разведка и системы предсказания нападения на СССР позволяли за несколько часов поднять всю эту армаду по тревоге – и тогда даже в случае ракетного разгрома уцелевшая Дальняя авиация расправлялась с Америкой.
Конечно, для таких действий на предельной дистанции воздушные корабли не брали полный запас крылатых ракет, каковой, скажем, для Ту-160 составляет 12 КР типа Х-55 (или более новых Х-555). В настоящей войне с Америкой на борт брали либо шесть «55-х», либо – столько же перспективных ракет Х-101. Первые летят на 2 тысячи километров, вторые – на 4500 км.
Без дозаправки в воздухе Ту-160 с шестью Х-55 (Х-555) на борту имеет радиус действия 6600 км, а если прибавить к этому еще и дальность полета его КР – то досягаемость всего комплекса – 8000 тысяч километров.
Если же он дозаправлялся в полете от аэротанкера, принимая в баки 35 тонн горючего, то радиус действия вырастал до 8050 км, а глубина зоны поражения (с Х-555) дорастала до 1050 км.
С перспективными ракетами Х-101 «сто шестидесятые» имели радиус действия без дозаправки 5400 км (глубина поражения – 9900 км). С дозаправкой – уже 6850 км (глубина поражения – 11350 км).
Корабль Ту-95МС с шестью ракетами Х-55, не дозаправляясь, обладает радиусом действия в 5 тысяч километров (глубина поражения – 7000 км). С дозаправкой эти показатели составляют 7500 км (9500). Та же машина, но уже с шестью Х-101, показывает такие характеристики:
- без дозаправки в воздухе – 3400 (7900);
- с дозаправкой - 4780 (9280).
Ну, еще есть корабли Ту-22М3, однако их мы в случае войны со США не считаем: их КР предназначены для ударов по Европе, ибо летят всего на 300 и 600 км. Главная задача Ту-22МЗ – удары по флотским группировкам врага, которые могут приблизиться к нашим морским рубежам и начать массированные авиаракетные удары. Здесь нужно топить и поджигать неприятельские авианосцы, крейсера УРО, эсминцы – носители крылатых ракет.
Самое привлекательное в Дальней авиации – то, что ее самолеты, будучи модернизированными, могут нести бомбы и высокоточные КР в неядерном варианте. А значит, их можно применять и в неядерной войне – хоть против высокоразвитого врага, хоть против бандитов с логовами в каких-нибудь далеких горах или заморских странах. А если постараться, то можно оснастить те же дальние бомбардировщики и противокорабельными ракетами.
Если бы Союз существовал с поныне, то наша Дальняя авиация была бы, во-первых, дополнена орбитальными штурмовиками и разведчиками – аэрокосмолетами МАКС НПО «Молния». В строю пребывали бы десятки Ту-160. И, вполне возможно, у нас появились бы бомбардировщики увеличенного радиуса действия: например, «летающее крыло», бесхвостка Туполева (гражданский вариант коей – Ту404). Этот самолет без дозаправки в воздухе мог бы действовать в радиусе, в полтора раза большем, чем Ту-160. Или же мог появиться проект ЭМЗ имени Мясищева – ГП-60. Тоже «летающее крыло» с плоским несущим фюзеляжем, что по экономичности вдвое превосходит обычные самолеты.
Но, увы, СССР пал. И теперь Дальняя авиация оказалась в руках бело-сине-красных макак. Каковые успешно ее удушают.

Все меньше и меньше

Говорить о том, что пилоты тяжелых воздушных кораблей, которые в СССР были высокооплачиваемой и уважаемой элитой, в РФ стали бедными и несчастными, уже не приходится. Это все знают. Что ужасно упал их налет, что они разучились дозаправляться в воздухе, что самих танкеров Ил-78 катастрофически не хватает – это все тысячу раз писано-переписано.
Когда мы пишем эти строки, в строю у ДА – 79 машин. А к 2015 году кремлевские мрази планируют оставить в строю только 50 кораблей. Сегодня в РФ несут службу 15 Ту-160, 32 – Ту-95МС6 и 32 – ТУ-95МС16. Если загружать их ракетами Х-55 под завязку, то это – 884 ракеты. Но если брать снаряжение для дальних рейдов (по 6 КР на борту) – то всего 474 боезаряда.
На сегодня Дальняя авиация РФ, читатель – это 121-й дальнебомбардировочный авиаполк на Ту160, что стоит в Энгельсе под Саратовым. Рядом с ним – 184-й полк на 22-х Ту-95МС. 182-й и 79-й полки на Ту-95МС базируются в знаменитой Украинке (Амурская область). Фактически, ДА сведена в две группировки – Западную (Энгельс) и Восточную (Украинка). Причем группировки слишком сосредоточенные, слишком сбитые в раздутые авиаполки. Эта сосредоточенность – дополнительный фактор уязвимости перед лицом внезапного удара.
Аэродромы подскока для этих бомбардировщиков – Анадырь, Магадан, Тикси, Средний остров. Это – на крайнем северо-востоке. На западе – Воркута. Все эти аэродромы – остатки советской оперативной группы в Арктике. Воркута обладает авиационно-технической базой и хорошим аэродромом Советский (длина полосы – 3 тысячи метров). Но, увы, с воздуха она прикрыта чисто символически. Бей – не хочу.
В Тикси (3500 метров полосы) базируется еще и поисково-спасательная эскадрилья – четыре Ан-12 и четыре Ми-8 с опытными полярными экипажами. Причем искать и вывозить они могут отнюдь не только пилотов Дальней авиации, но и всех, кто терпит бедствие во льдах. Однако эту эскадрилью болваны-«реформаторы» в 2009 году вознамерились сократить. Ради «економии». Ну, а то, что тиксинская база не защищена ни ПВО, ни истребителями – мы уж писали.
В Анадыре на Чукотке аэродром удалось сохранить и отремонтировать – губернатор Абрамович денег дал. Но не более того: прикрытия у базы не появилось. Она так же уязвима от бомбово-штурмового или крылато-ракетного удара. Ведь Аляска с ее авиабазами – совсем рядом.
Да, читатель, все эти «прыжковые» аэродромы в РФ не прикрыты ни истребительной авиацией, ни системами ПВО. А напротив них – сильная американская авиагруппировка на Аляске, включающая в себя и новейшие истребители пятого поколения, «невидимки» Ф-22 «Раптор» на базе Элмендорф. При неожиданном нападении янки с Аляски способны, как на полигоне, раздолбать эти вспомогательные аэродромы «дальников» бомбами и крылатыми ракетами, причем вместе с находящимися на них самолетами (если их туда успеют перебросить). «Ближайшая» к Чукотке авиабаза с истребителями МиГ-31М – Елизово на Камчатке, откуда лететь две тысячи километров. При этом на Дальнем Востоке РФ нет ни самолтов-дозаправщиков Ил-78, ни самолетов ДЛРО типа А-50, без коих невозможно вести полноценный бой с американцами. Все самолеты-заправщики Ил-78 в РФ – в Дягилево под Рязанью (203-й авиаполк). Да и мало их. Всего 18. Необходимо как минимум вчетверо больше. При этом на востоке страны авиатанкеров нет. В случае необходимости их туда перегоняют. А это – огромная потеря времени.
Огромной потерей стала утрата авиационно-морской базы в Камрани (Вьетнам), которую бросили в первое президентство Путина. Из той же «економии». Хотя наши дальние ракетоносцы, переброшенные сюда, могли держать под ударами своих крылатых ракет обе главные военно-морские базы янки: Гуам на Тихом океане и Диего-Гарсия – в Индийском.
Конечно, наши летуны в пору бело-сине-красного развала предпринимали героические усилия для сохранения ДА. Наскребали топливо и проводили учения. Летали в район Северного полюса. Стартуя из Украинки, ходили в район Алеутских островов и вокруг Японии. Но этого
так мало!
Словом, шансы на выживание нашей Дальней авиации, оставленной без прикрытия, в реальной войне весьма призрачны. Если ее не накроют на летных полях – то перещелкают в воздухе. Ей не дадут долететь до рубежей пуска ракет по целям в США.


Авиабаза Украинка, к северо-востоку от Благовещенска (http://warfare.ru/?lang=&catid=239&linkid=2238&base=381). Как видите, самолеты (Ту-95МС) стоят совершенно открыто. Идеальные мишени для первого удара крылатыми ракетами. Разбей взлетно-посадочные полосы вдобавок – и база с двумя авиаполками выведена из игры…
Что еще остается у Дальней авиации? 43-й центр боевой подготовки и переучивания летного состава под Рязанью, где стоят 8 Ту-22М и 6 Ту-95МС и где служат святые люди – фанатики неба. Когда один из наших знакомых побывал там в начале 2009 года, то по возвращении рассказал: модернизация самолетов идет черепашьими темпами. Два самолета проходят ее на 360-м авиаремонтном заводе в Рязани, два – на другом заводе. На большее денег не дают. Хотя в то же самое время руководство триколорного Минобороны вышвыривает миллиарды долларов на перебазирование военных училищ и академий, после чего их работа оказывается парализованной. Но зато деньги – «осваиваются»!




Без «длинной руки»

Знай, читатель – скоро наша Дальняя авиация останется без главного своего оружия. Без крылатых ракет Х-55. Ведь все они сделаны в СССР, в РФ больше не производятся, а многократно продленный ресурс таковых вот-вот кончится. Всему есть предел, черт возьми. В 2010-е эти ракеты придется списывать партия за партией.
Конечно, боеспособность нашей ДА восстановилась и даже возросла бы, получи она на вооружение новые крылатые ракеты – Х-101 разработки дубненского МКБ «Радуга». Они летают уже не на две тысячи, а на 4500 км. По другим сведениям – и до 5500 км, но «дальники» считают именно на 4,5 тысячи. Отчасти это делается, чтобы не дразнить Вашингтон, окриков коего в Москве боятся, несмотря на весь внешний кураж и «поднятие с колен».
Итак, Ту-95МС могут нести до 8 КР Х-101 на внешней подвеске: четыре с попарно подвешенными ракетами размещаются под крылом. Увеличенная по сравнению со старыми Х-55 длина ракет делает невозможным их размещение во внутреннем отсеке Ту-95МС. Кроме того, машину под эти ракеты надо несколько модернизировать.
Модернизированные стратегические бомбардировщики Ту-160 смогут нести по 12 ракет Х-101 в двух отсеках вооружения. Предполагается, что перевооружение Ту-160 этими ультрасовременными изделиями отечественной «оборонки» на порядок увеличит ударную мощь дальней авиации. Благодаря Х-101 наши стратегические ракетоносцы смогут наносить снайперские удары по ключевым военным объектам противника, не входя в зону поражения его средств противовоздушной обороны. Благодаря снижению радиолокационной заметности ракеты до сотых долей квадратного метра засечь ее практически невозможно.
Х-101 имеет изменяемый профиль полета (высоты от 30-70 м до 6000 м). Она оснащена оптоэлектронной системой коррекции траектории полета, а также телевизионной системой наведения на конечном участке полета. Это обеспечивает точность попадания в цель 12-20 м. Ядерный вариант ракеты - Х-102.
Описание
Разработчик МКБ «Радуга»
Обозначение Х-101
Обозначение NATO AS-?
Год 1999
Тип ГСН оптоэлектронной система коррекции + ТВ автономная корреляционная система «Спрут» с оптоэлектронной (ТВ) СН + ГЛОНАСС.
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м
ЭПР, м2 0,01
Стартовый вес, кг 2200-2400
Тип боеголовки обычная
Масса БЧ, кг 400
Силовая установка
Двигатель ТРДД РД-95ТМ-300
Летные данные
Скорость, м/с крейсерская 190-200 720-830 км/ч.
максимальная 250-270
КВО, м 12-20
Дальность пуска, км 5000-5500

В 2000 году «Красная звезда» писала: «…Как стало известно корреспонденту «КЗ», в рамках программы модернизации авиационной техники и вооружения на период до 2005 года спланированы мероприятия по совершенствованию бортового оборудования самолетов Ту-95МС, их довооружение стратегическими крылатыми ракетами воздушного базирования нового поколения Х-101(102). Всего на модернизацию авиакомплексов дальней авиации потребуется около 1,1 млрд. рублей. При этом, по оценкам специалистов, ожидаемый прирост оперативных возможностей 37-й воздушной армии Верховного Главнокомандования (стратегического назначения) к концу 2005 г. составит 15-20 процентов.
Значит, Россия станет еще сильнее…»
Реальность оказалась куда хуже. Поступление в войска Х-101 – мизерное. Модернизация самолетов под нее идет медленно.
А, в общем, давайте по порядку. В пору самой махровой ельцинщины 90-х годов командование Дальней авиаций и замечательный человек, генеральный конструктор КБ «Радуга» Игорь Селезнев смогли провести модификацию Х-55 в Х-55 и создать новую ракету – Х-101. В 90-е годы командующий ДА Михаил Опарин доказывал: «сто первая» - отличная ракета. Ее круговое отклонение не зависит от дальности применения. Более того, это – неядерное высокоточное оружие, каковое может нанести ущерб, сравнимый со взрывом ядерного боеприпаса. Ибо на Западе крупные авиабазы, как по заказу, расположены то рядом с химическими производствами, то неподалеку от гидросооружений. А то и по соседству с АЭС. Там достаточно ударить в плотину, реактор или в сплетение трубопроводов – и начнется такое, что и атомная бомба не нужна. В Северной Европе, коли она полезет в войну протии нас вместе с американцами, можно устроить сущий ад, разрушив дамбы в той же Голландии: там большинство страны лежит ниже уровня моря. Если оно прорвется сквозь разрушенные дамбы, Голландии – конец. А не хочешь катастроф – не нападай на русских. Даже в союзе с американцами. И новые ракеты для ДА в этом смысле становились отличным оружием сдерживания.
Удивительно, но такую простую истину (превращать инфраструктуру противника и его опасные производства в фактор поражения) начальственные мозги в Эрэфии понимали со скрипом. Однако ж вроде бы поняли – и при Ельцине на работы по Х-555 и Х-101 пошло финансирование.
Первые же испытания показали: ракеты получились! Формально дальность применения Х-555 – всего полторы-две тысячи километров. Но истинная дальность – все 2,5 тысячи. «Сто первая», слетав в первый раз неудачно (спикировала, аки обычная бомба), уже на втором пуске преодолела 5 тысяч километров и угодила точно в мишень. Сначала думали, что она просто пропала, разыскивая ее около воронки-цели. А потом догадались заглянуть прямо в яму – и увидели торчащее из земли хвостовое оперение Х-101.
Словом, к 2002 году было готово все, чтобы начать массовое производство новых ракет. Пока был главкомом ВВС знаменитый Корнуков – он дело вперед толкал. Но … потом все затормозилось. Прошло семь лет – а воз и ныне там. Более того, в наступившем «медвежьем царстве» выбросили из «Радуги» генерального конструктора Селезнева. Хотя он делом доказал, что может работать даже в условиях ельцинского беспредела. Идиотская ситуация: формально Х-101 состоит на вооружении, а на деле их просто нет.
Война против Грузии в августе 2008-го представляла прекрасную возможность – в реальной операции использовать и Х-555, и Х-101. Но этого не сделали: ведь для стрельбы КР-ами потребны цифровые карты местности, той же Грузии. Однако ГРУ не предоставило цифровых карт театра боевых действий. ГРУ вообще тормозит с составлением цифровых карт на основании спутниковой съемки – даже для войны со странами НАТО. Что, впрочем, неудивительно, учитывая плачевное состояние спутниковой группировки и нищенские заработки специалистов. Так что и с этой стороны мы безоружны: даже нужных дигитал-карт не хватает.
Страшно медленно идет модернизация Ту-95МС. Новые ракеты требуют установки новых воздушных винтов, новой электронной «начинки». Все планы модернизации машин есть в КБ имени Туполева. Но … ВВС ведут себя странно. Нужна модернизация прицельных комплексов на воздушных кораблях. Сейчас их точность – никуда. Круговое вероятное отклонение при бомбометании – 250 метров. Новые комплексы уменьшают КВО до 30 метров. Но денег на это не давали до кризиса – не дают и нынче…
И что же мы имеем на сегодня? Если с нашей всемирно известной базы в Энгельсе взлетит Ту-160 с полной боевой выкладкой, то для того, чтобы достать США и нанести урон на как можно большую глубину (при его боевом радиусе в 6000 км), самолету придется взять курс на северо-запад. Пересечь Финский залив в районе Санкт-Петербурга, пройти над Финляндией, потом поделить пополам Швецию и Норвегию, пройти над Исландией, южной оконечностью Гренландии и где-то на подлете к Лабрадору разгрузить двенадцать крылатых ракет Х-55 мощностью 0,2 мегатонны каждая. А сейчас взгляните на карту мира, что висит у вас на стене. Сильно похож этот путь на прямую? Не очень? Но Земля – это шар. То-то и оно. Мы привыкли измерять расстояния по плоским картам, а они заведомо содержат искажения, которые простому обывателю не видны.
Ну, это мы самый рискованный маршрут описали. На самом деле, и у шведов есть истребители с ПВО, и у норвежцев – причем вкупе с авиабазой США. Сбить могут. На учениях наши бомбардировщики огибают Норвегию (ходят «за уголок»), иногда дозаправляются в воздухе – и уходят в Атлантику. Маршрут опасный. По пути – авианосные соединения противника, авиабазы в Норвегии, Англии и Гренландии. Примерно такой же по протяженности путь до рубежа пуска ракет по США – если лететь через Центральный полярный бассейн, над льдами Арктики. Правда, там будут подстерегать истребители США с Аляски и с Гренландии, а также – и ВВС Канады (она в НАТО входит).
Второй главный аэродром дальней авиации находится в Хабаровском крае и носит имя «Украинка». На ней сверхзвуковых дальних бомберов нету, есть Ту-95МС16, с радиусом в 6500 км. Так вот если мы надумаем бомбить США с нее, то самолету придется пройти над побережьем Охотского моря, поделить пополам Чукотку и войти в воздушное пространство США над Аляской, долететь до Канады границы и только там стрельнуть по основной территории США. И тут по пути наши самолеты нарываются на аляскинскую авиагруппировку США.
Получается: во всех случаях нашим самолетам придется лететь над районами, которые нашпигованы НАТОвскими средствами ПВО, аэродромами и всем остальным. И нашим самолетам придется или стараться проскочить тихо, что при габаритах этих самолетов сомнительно. Или первым самолетам нужно будет выжигать своими ракетами дорогу остальным, что приведет к тому, что собственно на США ракет упадет немного. Учтем, что в условиях войны дозаправка в воздухе дело ну очень сомнительное. Ведь районы встречи наших самолетов известны уже лет тридцать, поэтому они будут просто нашпигованы авиацией противника. Кроме того, аэротанкеров у РФ – кот наплакал. И отнюдь не все пилоты теперь владеют искусством заправки в небе: растренировались.
Аэродромы подскока на северо-востоке РФ, как мы уже знаем, уязвимы и ничем не прикрыты. Энгельс, конечно, расположен в глубине страны. В Энгельсе полоса – 3500х100м, в Украинке нам из «Википедии» известна только длина: 3500м. Есть еще одна база подскока: аэродром в Воркуте.
Как мало! Нужно больше – для рассредоточения воздушных кораблей в опасный период. На роль еще одного аэродрома подскока наиболее подходит аэродром в Норильске (Алыкель) (полоса – 3430х45м). Какого хрена его под дальние ракетоносцы не перестроили? Денег нет у Министерства обороны? А Южную Осетию на какие бабки восстанавливать решили? Или Олимпиаду 2014 года проводить? Что, государство не могло их на эту цель отсыпать военным? Это вообще-то вопрос государственной безопасности. Короче – почему наша дальняя бомбардировочная авиация не имеет базы в Норильске? Ведь оттуда лететь до США можно по прямой через Северный полюс и Канаду. А самое интересное, что наши самолеты могут вернуться на базу в Норильске, заправиться, и снова полететь тем же курсом с новой партией «гостинцев». Если, конечно, аэродром еще будет цел. При этом этот аэропорт был бы вне досягаемости самолетов противника, ибо с запада его бы прикрывали самолеты с Воркутинского аэродрома в Амдерме (если туда поставить истребительные части, коих сейчас нет), а с востока – военный аэропорт в Тикси (при том же условии). А в акваторию Северного Ледовитого океана не прорвется ни один авианосец противника – ледовый щит на нем плавает круглый год. При этом из Норильска мы могли бы выбомбить всю Америку и никакая система ПРО их бы не спасла, потому что ракета Х-55 (Х-101), которой их будут обстреливать, летит на небольшой высоте, что делает ее незаметной для радаров, и как следствие, для перехвата. С помощью нашей дальней бомбардировочной авиации мы имели бы возможность проскочить под нижней кромкой ПРО Америки. Уже одно это могло бы остудить горячие американские головы.
Однако наши самолеты находятся на неудобных базах, и, что самое поразительное, заряды от ракет Х-55 хранятся ОТДЕЛЬНО. Вот и выходит, что наши самолеты – это бутафория в натуральную величину! И что наши авиационные СЯС на самом деле – весьма уязвимы.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments